Ребенок не хочет делать уроки?
В продолжении темы нежелания ребенка ходить в школу стоит рядом, и проблема отказа делать уроки.
В такой ситуации обычно, мы, родители, заставляем, кричим и принуждаем. Происходят ссоры.
Пока ребенок еще младший школьник - это сражение выигрывают родители. Однако, с каждым годом это поле боя усложняется и проигрывается.
Хочу поделиться своим опытом не только как родитель, но и как психолог.
У меня двое детей. И оба учатся хорошо. И вообще им учеба нравиться. Если сказать, что у нас нет проблем с учебой, то это было бы неправдой. У кого их нет? Есть некоторые предметы, которые вызывают трудности. Также присутствует и лень, и усталость, и нежелание учить скучные, неинтересные предметы.
ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
1. Проверить состояние здоровья. И если ребенок здоров, то:
2. Одна из распространенных причин – это БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА НА РЕБЕНКА. Сегодняшняя школа нагружает детей уже с младших классов. Учатся в несколько смен. Родители и школьники корпят над уроками допоздна.
Помимо школы и домашних занятий большинство родителей считают, что ребенок должен быть лучше всех. И надо его запихнуть во все кружки и секции. Все это сильно утомляет ребенка. У него нет свободного времени, времени поиграть, пообщаться с друзьями. И в такой ситуации ребенок начинает ненавидеть школу и уроки. ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ.
Что делать?
· Пересмотреть распорядок дня.
· Выделить время на отдых, желательно на свежем воздухе.
· Чтобы ребенок высыпался.
· Снизить нагрузку.
3. Также если ребенок продолжает твердить, Я НЕ ХОЧУ, то
· Понять, что это эмоция ребенка.
· В этот момент нужно понять и посочувствовать ребенку, а не кричать.
· Проговорите чувства и эмоции ребенка.
4. ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА - ОБЯЗАННОСТЬ. У ребенка еще формируются волевые качества и самоконтроль. Не всегда они свое нежелание могут преодолеть. Это обязанность у ребенка превращается в мучение. Вы же тоже не всегда хотите ходить на работу, но усилием воли себя преодолеваете.
Что делать?
Проанализируете себя. Как вы отзываетесь о своей работе? Как часто вы себя преодолеваете, чтобы пойти на работу? Может и для вас работа – мучение? Ребенок подсознательно считывает поведение своих родителей. Тогда вопрос уже стоит в том, что надо начать со своего изменения поведения и отношения к работе.
5. Иногда проблема состоит не только в школе. А в том, что семья начинает дублировать школу. РОДИТЕЛИ СТАНОВЯТСЯ СТРОГИМИ НАДСМОТРЩИКАМИ и контролерами. Заставляют переписывать те каракули, которые ребенок написал. Ребенок перепишет. Однако к процессу обучения у него разовьётся отвращение.
Что делать?
· Важно, чтобы ребенок получал заботу, внимание и понимание.
· Не заставляйте все переписывать. А пусть он сам проверит и найдет ошибки.
· Похвалите! Начните с малого. Даже если ребенок написал только одну букву ровно и красиво. Или нашел только одну ошибку.
· Вселите в него уверенность. В этом случае его не будет мучать страх и отвращение.
6. Бывает, что ребенок откладывает уроки, т.к. заданий СЛИШКОМ МНОГО. Может СЛОЖНОЕ и неинтересное. Тогда без помощи родителей не обойтись.
Что делать?
· Скажите ему: «Я вижу, что ты не хочешь, тебе много задали. Давай подумаем, как это выучить легко!». Начать домашнее занятие с предметов, которые нравятся. Использовать перерыв, физкультминутки.
· Если сложное, то изучите совместно с ребенком задание. Проговорите что надо сделать. Помогите разбить пошагово выполнение задание. Ребенку станет понятно. Он выполнит.
· Если это иностранный язык, то вместе с домочадцами почаще употребляйте иностранные слова и фразы.
· Если это на счет, то показывайте наглядно, например, на яблоках или конфетах.
· Если это устный предмет, то его можно зарисовать в схемы или рисунки, чек-листы. Так тема запомниться легче.
7. Проблемы с выполнением домашних заданий может быть из-за того, что у вашего ребенка НЕ СЛОЖИЛИСЬ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ.
Что делать?
· Если ваш ребенок жалуется на это, то не отмахивайтесь.
· Обсудите ситуацию с ребенком.
· Поговорите с учителем. Решение найдется.
8. Ребенок может отказываться делать уроки, чтобы ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ. По другому у него не получается заслужить внимание от родителей. Только быть плохим бунтовщиком.
Что делать?
· Может в вашем графике нет времени для полноценного общения и внимания к ребенку. Тогда пересмотрите свое время.
· Уделяйте внимание ребенку каждый день, а не только когда ребенок себя плохо ведет.
9. Бывает так, что родители предъявляют ребенку МНОГО ТРЕБОВАНИЙ И ПОСТОЯННО УПРЕКАЮТ. Например, «Это же элементарно! Как это ты не понимаешь!». Это подрывает самооценку ребенка и уверенность, вызывает агрессию.
Что делать?
В данной ситуации оценить реальные возможности ребенка. Принять его таким какой он есть. Пересмотреть требования. И подумайте. Вы гордитесь своим ребенком, просто что он такой какой есть? Без этих оценок. Или вам нужны оценки? Что они вам лично дают?
10. Если ребёнок не хочет делать уроки вообще, возможно, у него ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ. Любое задание вызывает беспокойство. При выполнении заданий напряжён. Ребёнок легко расстраивается и не сдерживает слёзы.
Что делать?
· Снижать тревожность. Не кричите. Не угрожайте. Не унижайте. Не сравнивайте с другими.
· Чаще обращайтесь по имени.
· Обнимайте.
· Отмечайте успехи.
Если ваши усилия не приносят ощутимых результатов и ребенок не желает делать уроки, стоит ОБРАТИТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ.
#урокилегко #нехочетделатьуроки #детскийпсихолог #педагогпсихолог #родители #дети