Отечественная война 1812 года и музыка. Какие тут могут возникнуть ассоциации? Конечно, военные марши. Возможно, народные песни про победу над Наполеоном. Увертюра Чайковского «1812 год». Или даже опера Прокофьева «Война и мир».
Но эпоха Наполеоновских войн – время расцвета классической музыки, более того, время серьёзного перелома в самом ходе её развития. Иные из участников этих войн были знакомы с великими композиторами, даже сами писали музыку, а прославленные композиторы невольно вовлекались в эти события или вдохновлялись ими в своём творчестве. В этом цикле материалов хотелось бы взглянуть на обе темы под непривычным углом, осветить неожиданные связи, сблизить то, что на первый взгляд представляется очень далёким. Некоторые из сюжетов, о которых пойдёт речь, касаются непосредственно Бородинского поля, другие – той славной эпохи в целом. Не все из них относятся к «высокой» классической музыке, но все – к «музыкальному фону» эпохи или «музыкальной памяти» о ней. И, естественно, нельзя обойти вниманием и музыкальные предметы из фондов нашего музея-заповедника.
Этот цикл хотелось бы посвятить памяти ушедшего из жизни в прошлом году Владимира Константиновича Ушакова, одного из старейших сотрудников нашего музея. С ним некоторые из этих сюжетов обсуждались, строились широкие планы совсем незадолго до его безвременной кончины.