После окончания школы (ровно 30 лет назад) я попал на службу в один из самых богатых тогда полков Сибирского военного округа, с гордым названием «Севастопольский». Он еще дислоцировался (тринадцать сотен человек), имел на вооружении БМП-3 (единственный пехотный полк в стране с новой тогда машиной). Кроме того, он считался "придворным", так как командующий войсками нашего округа жил и работал в получасе езды от расположения полка, а потому часто неожиданно "сыпался" нам на голову своим большим геморроем...
Через три дня после прибытия на новое место службы я имел неосторожность явиться на работу, накануне развода по повестке дня, перед штабом полка. Где его тут же поймал начальник штаба «за жабры» и определил в свою первую на тот момент команду – помощником дежурного по полку. за полчаса до развода. Наши правила были строгими…
Ну успела переодеться, достать сумку (ПМ) - и на развод. Дежурным по полку занял старый майор, успевший повоевать в Афганистане. До веселого вечера все шло по установленному порядку, какой скучно описывать. Все самое интересное началось в 11 вечера. Последовательность событий могла, конечно, с годами перепутаться, но то, что все они имели место, сомнений не вызывает.
Итак, 23.00. Звонок с КПП-1. Атака! Дивизионный городок (где стоял полк) находится практически в центре города, на блокпосту дежурит такой же летчик, как и я, с несколькими истребителями. Ну, какому-то пьяному седлу прибила правильная городская толпа. Сияющие 90-е на дворе... Дежурный встает от нашего пульта, достает из кобуры волынку, засовывает патрон в ствол и говорит: Лейтенант, у меня пошла поломка, думаю, справлюсь. Однако в случае чего - вызывайте разведроту, поднимайте дежурную часть. И бег. До КПП оставалось всего 70 метров. Слышу - стрельба! Что ж, думаю, пора звать разведчиков. К тому времени, как я разобрался с телефонной трубкой (первая команда была та же), вернулся мой дежурный майор, кинул на пульт пустую обойму, снял трубку и доложил оперативному офицеру дивизии о характере происшествия. Очередной раз? он спрашивает. Очередной раз! - отвечает... Как потом рассказывал дежурный по станции, пятеро расстрелянных пришли с палкой и замахали руками и палками. Начали драться, боец вызвал дежурного, и через несколько минут — стрельба, свист пуль над головой! Я, говорит, упал на пол, руками голову закрыл - все конь! Ну, от страха, свисток ему показался, кажется... Наш майор все-таки выстрелил. Хотя черт их знает, моллюсков. Нападавшие, конечно же, убежали от этой стрельбы. Он кратко сопротивлялся.
На часах около нуля (00.00). Тихая сибирская летняя ночь. Вдруг прапорщик с ревом врывается в штаб - столовую. А рядом с нашим дежурным он был весь перепуганный и бледный как зомби. Там, говорит, режь! Они хотят мяса! В услужение ему - ясно говори, пургу не носи! Оказывается, к нему в столовую пришли азербайджанские боевики и под угрозой длинных ножей для разделки свиней потребовали десять килограммов мяса - для приготовления шашлыков и прочего бешбармака... (Это было в 92 году, в полку 1300 человек в списке было около тысячи "южан" - азербайджанцев, грузин, армян и им подобных. Развал СССР дошел только до армии, и все "национальные кадры" потихоньку разъехались по домам. Для поддержания порядка разведывательная рота полк состоял исключительно из русских и периодически выдвигался "по вызову") Ну, из столовой вышел перепуганный прапорщик и прямо на нас. И ростом он два метра, и шириной примерно, и кулаки у него пухлые. Дежурный говорит - давай, лейтенант, твоя очередь идти на разборки. А я такой хилый, вдвое меньше прапорщика. Я говорю мол - а как? А он мне - ствол есть, патроны есть? Мы пойдем. Сначала вверх, а там - по ситуации!
И я пошел, с прапорщиком. При входе в столовую достаю волин и держу в руке (покровитель не прислал). Так они обошли всю столовую. Тихо, спокойно, никого. Короче, ушли любители шашлыка - не знаю по какой причине. Я вернусь и доложу о ситуации. Мы сидим на посте
Время 00.40. Ночная тишина. Вдруг - дикий грохот на верхнем этаже штаба, звон битого стекла и громкая ругань! Товарищ мне - пойдем теперь вместе! Ставим дежурного сержанта в штаб и бежим вверх по лестнице. Первые два этажа нашей пятиэтажки фактически были штабом, третий и четвертый этажи - учебным корпусом. А на пятый сделали нестандартное общежитие для прапорщиков и передислоцировали (потом ограничили местами для проживания, особенно если служил не в дальнем гарнизоне, а в городе-миллионнике. как могли). Именно в этом общежитии раздавалась ночная болтовня. Короче - прапорщик узнал о сношении жены толи друга с сослуживцем, живущим по соседству, и, закатав для храбрости два литра, отправился к нему на разборки. Для подтверждения своих серьезных намерений он взял с собой пакет взрывчатки. Который швырнул своего сексуального преступника через всю комнату. Взрывной пакет взорвался прямо на подоконнике, выбив все окна и вызвав дикий грохот по всей округе. Что ж, никто не ушел под воду, никто не порезался падающим стеклом. Ну а мы подходим к самой их борьбе за счастливую сексуальную жизнь в ранге альфа-самца. Дежурный быстро успокоил всех табуреткой, мы обоих пристегнули ремнями и препроводили в апе аварийного штаба (в туалете была инвентарная комната с железной дверью) - пока они не протрезвели.
Время прошло 01:00. Время отдыха помощника (меня). Я начинаю раздеваться и тут... Крик, шум, шум! Из подвала штаба прямиком в дежурную вбегает пьяный солдат и кричит - спасайте, убивают! - затертый под наш пульт (такой столик с телефонами и прочими устройствами связи и оповещения). За ним из подвала выбегают пятеро таких же пьяных бойцов - убить его соответственно! Ну а мы с дежурным по-прежнему за табуретками (хорошие табуретки, железная конструкция. Тяжелые и небьющиеся). Они всех успокоили. Дежурный ящик на столе открывается — а там дюжина брючных ремней. Все собрались и в обезьяннике - до утра.
Там были солдаты комендантского взвода, у которых в подвале штаба был гардероб. Там решили провести УСН (распитие спиртных напитков). Ну, на фоне этого, они там имуществом не делились. И получили такую драку... А потом я легла отдохнуть спать, до 05.00, по инструкции. Так что на этот раз у меня больше не было ночных приключений. Мне, молодому лейтенанту, пришлось много учиться и многому научиться в том полку в те времена... и одной из моих первых полезных привычек было не проходить штаб полка в предразводное время! 🤣
Много лет спустя, уже в звании подполковника, мне неожиданно пришлось командовать «сборной ротой» на серьезных учениях. И если бы не «школа» Севастопольского полка, эта акция стала бы моим бесславным побегом с поля боя. Однако «умение не пропьешь», а имея такую всестороннюю подготовку и опыт, все трудности и невзгоды проходили на ура. О чем, пожалуй, я и расскажу в одном из рассказов...