Бизнес-процесс – последовательность определенных действий, которые имеют отношение не посредственно к компании, бизнесу, деньгам.
Проще всего рассмотреть бизнес- процесс на простом примере. Возьмем поиск нового сотрудника для компании. Руководитель компании дает задание найти нового сотрудника, тем самым запуская некоторые действия для его поиска. И вот после этих действий появляется новый сотрудник в компании. Рассмотрим подробнее:
Разделим процессы на пункты, они будут включать:
1) Размещение вакансии.
2) Просмотр резюме.
3) Собеседование с HR менеджером.
4) Финальное собеседование
5) Выход сотрудника на работу.
Эти этапы можно детализировать до каждого конкретного действия, в этом случае действие будет минимальным элементом, не требующим дальнейшей детализации.
При этом всегда есть «Владелец» процесса. Это человек, который детально понимает, как устроен процесс и отвечает за результаты его выполнения.
Так же существует «Клиент». Это тот, для кого этот процесс существует. В нашем случае это внутренний «клиент» в лице директора компании.
«Продукт»- это результат процесса, в нашем случае это новый сотрудник компании.
В каждом процессе важны точки начала и завершения процесса. В нашем случае начало процесса это указание директора компании найти нового сотрудника, а завершение процесса — это выход нового сотрудника на работу.
Теперь немного поговорим о ролях в процессах. Именно не о людях, а о ролях. У каждой роли есть своя зона ответственности. Каждая роль отвечает за результат своих действий.
Наверно самый не очевидный элемент бизнес- процесса -это точки передачи элементов процесса. Для слаженной работы команды, они точно знаю, что и в каком виде должны передать участнику процесса.
Теперь рассмотрим ресурсы для обеспечения бизнес- процесса. В нашем примере это может быть компьютер, бюджет на рекламу, бюджет на размещение вакансий на разных площадках.
И напоследок перейдем к важному. Метрики.
Любой процесс должен быть измерим и прогнозируемый. В нашем примере можно использовать такие метрики как время размещение объявления, время поиска кандидата, процент откликнувшихся кандидатов и кандидатов пришедших на собеседование и т.д.
НЕ стоит путать бизнес- процесс с проектной работой. В процессе результат прогнозируемый и всегда одинаковый, в проектной работе он всегда может быть разным.