"Не бойся, малое стадо, с нами Бог! Думаю, что в братском единодушии и с верою, да, с правой верою во Христа Господа Бога и со взаимной любовью, если и придётся какие-то испытания встретить, то в таком случае они и легко будут переноситься." - оставил нам в назидание старец архимандрит Кирилл Павлов.
Но почему же тогда, когда приходят испытания, мы паникуем и впадаем в уныние?
Конечно, испытывается в этот момент и наша вера. Мы начинаем видеть то, что сами не ожидаем от себя. Когда все более-менее благополучно и о вере легко рассуждать и советы давать, а чуть нас затронь... И смирение мнимым оказывается, и молитвы-то настоящей особо и нет...
Например, преподобный Никон Оптинский (Беляев) дает совет, что при сложных жизненных обстоятельствах нужно говорить: "Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня".
Но на деле даже такую молитву произнести оказывается сложно. Возникает спор с самим собой: - Я всё это заслужил? Всё плохое мне предназначено? Мне надоело все время чувствовать себя виноватым!
А благодарны ли мы Господу за жизнь?
И здесь важно обернуться назад и посмотреть на то, сколько благ дает нам Господь. Ведь и жизнь есть дар Божий. И хлеб есть, и жить где. А другие-то хуже живут. А заслужили-то по делам своим: не благодарили Господа, сквернословили сколько (мат сплошь и рядом), пошлость (блуд и прочее), гнев, раздражительность и т.д. Каялись ли в этом? После исповеди старались ли совершать добрые дела? Не грешили ли снова, раскаивались в содеянном?
И тут возникает вопрос: для чего нам вообще покаяние?
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский о покаянии:
1. Впавшему в грех христианину после крещения Православная Церковь подает врачевство, которое является таинством Покаяния. По определению Катехизиса, покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Сам Господь Иисус Христос установил таинство покаяния и даровал нам в нем благодатное средство очищаться от всех грехов и становиться такими же чистыми и невинными, какими мы вышли из благодатных вод крещения.
2. Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом.
3. Нет ни одного человека, который бы, прожив всю свою жизнь, не согрешил. Мы все грешим ежечасно. Для грешников нет иного пути ко спасению кроме пути покаяния. Каждому из нас необходимо каяться, необходимо стараться о спасении своем, не запускать духовных болезней, не откладывать своего покаяния на долгие дни, — не сегодня, завтра могут они прекратиться. Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе; это несчастье, беда вам; открывайте их тщательно, усердно, обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех своих слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Когда искренно вспомнишь свои грехи и покаешься, тогда возвеселится дух твой, и помилует тебя Господь, и весело будет у тебя на душе. Люди не понимают пользы тщательного покаяния.
4. После всякого греха нужно покаяние. Часто нужно каяться и пересматривать свою душу. Кто не кается и не радит о покаянии, тот крайне запускает свое сердечное поле и дает усилиться в нем всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление.
5. Истинное раскаяние должно быть соединено с намерением исправить свою греховную жизнь. Только тогда грешник умилостивит Бога своим раскаянием, когда отвратится от своего беззакония и начнет жить благочестиво. Для усовершенствования своей духовной жизни и осмысления грехов необходимо регулярно исповедоваться.
6. Спешите немедленно к покаянию, спешите, пока есть еще время, не делайтесь добычею диавола. Помните, что о вас печалятся святые Ангелы, плачет Церковь Божия, что драгоценные души ваши, созданные по образу и подобию Божию, искупленные кровию Сына Божия, — огибают. Воскресните от мертвых дел, обратитесь к Господу и — спасетесь.
7. Какое великое милосердие, какое снисхождение Господа Иисуса Христа к кающемуся грешнику, который сознает свои грехи и оплакивает их! Как необходимо нам покаяние, искреннее, с сокрушением и слезами! Нужно плакать о грехах своих, потому что ими мы осквернили и оскверняем непрестанно в себе образ Божий. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближи ся бо Царствие Небесное (Мф. 4: 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.
Чтобы стало душе легче - нужно каяться в грехах и не забывать, что каяться будем мы до самого конца. Не нужно размышлять, что это бессмысленно и можно сделать это лишь один раз в конце жизни. Нам неизвестен наш конец: может через 50 лет, а может сегодня вечером... И потому, чтобы душу подготовить к жизни вечной - нужно очиститься еще здесь. К тому же не сразу приходит осознание своей греховности, многое открывается постепенно.
И конечно, молитва. В ней можно так же найти утешение. Ведь молитва - разговор с Богом. Любую молитву хорошо начинать с благодарения Господу, ведь мы живы и у нас есть еще время на исправление.
Как говорит Митрополит Антоний Сурожский: "Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий."
С нами Бог! Но и нам нужно быть сегодня и всегда с Ним!
Слава Богу за всё!
Аминь.