Остановились мы с вами на том, что брожение вина прекратили с помощью долива виноградного спирта и, рассортировав, разлили в бочки. Бочки эти «отдыхают» в хозяйствах всю зиму. Ну не то, чтобы прямо вот совсем отдыхают. За это время вино многократно подвергают различным тестам, освобождают от осадка и окончательно выделяют то, которое станет «исключительным», категории Vintage. Ну и остальные категории тоже выделяют.
Весной же на реке Дору происходит праздник. Туристы заранее раскупают все места в отелях и по реке мимо них, дождавшись окончания завтрака, в город Вила-Нова-ди-Гайя (помните, что он важен для портвейна? Так вот пробил его час) отправляются в путь плоскодонные старинные баркасы, в которых закреплены полутонные бочки.
Отправляются с танцами, песнями, фейерверками и логотипами винных хозяйств на старинных квадратных парусах. Туристы глазеют, платят тройные ценники и радуются, гиды развешивают лапшу по ушам в ускоренном темпе - праздник гарантированно приносит всем счастье. Туристам втюхивают, что только при таком способе транспортировки вино сохраняет свои качества, а те слушают так внимательно, что не слышат гула моторов грузовиков и поездов, которые на самом деле перевозят практически все вино взамен делавших это раньше специальных телег.
Но это же не важно, шоу маст гоу он, мы знаем! На самом деле, в этот город, название которого я устал писать, вообще везут, даже не по реке, в основном только те самые будущие исключительные винтажные портвейны. С остальными священнодействуют на местах, в хозяйствах, но я вам это не говорил.
Священнодействие это называется купажирование или ассамбляж. Молодое вино смешивают с другими - других лет, из других хозяйств, из другого винограда. Цель - получить неповторимый букет. Рецепта здесь, как вы понимаете нет, чистая вкусовщина. Поэтому людей, которые умеют в это дело, ценят фантастически. Ведь каждое вино в каждой бочке имеет оригинальный вкус, который может зависеть от сотен факторов, включая стиль вождения шофёра грузовика или настроение ослика перевозчика. Поэтому-то все в итоге делается на глаз, на вкус, по опыту, как бог пошлёт. Не исключен и очень популярный во всем мире принцип «даихусним, итаксойдет». Потребитель ведь все равно купит и выпьет.
Поэтому спасибо вам, дорогие португальские мастера купажа, за то, что мы с вами все-таки практически всегда, отпивая глоток портвейна, зажмуриваемся, будто глотнули солнца и неба. Тяжёлая у вас все-таки работа, очень вредная для здоровья, приезжайте к нам отъедаться салом, пить водку и париться в бане.
Ну и после вот этой великой свадьбы портвейна вино оставляют зреть до кондиции. Происходит это долго, в среднем восемь лет и более. Разумеется, чем дольше, тем лучше, но и тут нужен опыт мастера купажа. Дело в том, что далеко не каждый портвейн обладает потенциалом для длительного созревания и в определенный момент держать его дальше без употребления нет смысла. Но если уж он обладает потенциалом... Ну-ка, кому удалось попробовать портвейн старше 20 лет? А 30? Про сорокалетние не врите, пожалуйста!
Особенность портвейна в том, что он может дозревать как в бочках, так и в бутылках.
Материал для бочек - дуб. Местный или французский или аж из Америки. Во французском дубе портвейны развиваются максимально комфортно, но долго. В американском - быстро. Ну а местные дубы... ну тоже ничего так, чтоб не обижать.
Что касается бутылок, то там очень сложная система. В них может дозревать только винтажный портвейн, да и то после минимум двух лет в бочке. Сколько он зреет в бутылках - бог весть. Но в продажу и к вам на стол он попадёт все равно только после завершения вызревания, поэтому не пытайтесь улучшить свой винтажный портвейн, держа початую бутылку в холодильнике. Лучше пейте ее, изверги. И желательно позвать меня.
В следующий раз попытаюсь рассказать о классификации портвейнов. Хотя на мой взгляд дело это гиблое и всегда вызывающее яростные споры, особенно после третьего стакана Агдама. И если получится, то сразу и о том, как подавать портвейн к столу и как его пить. Там целый ритуал придуман, вы не поверите!