Меня изумила космическая простота этих работ. Вроде так все просто. А в то же время я словно погрузилась в другую вселенную. Где в общем все достаточно условно, ненужное выброшено. Оставлено только главное, составляющее суть идеи художника.
В его жизни есть несколько интересных вех, на которые мне хотелось бы обратить ваше внимание хотя бы вскользь.
Первая веха
Переезд семьи Древних из Латвии в Москву. Фактически побег из страха оккупации в связи с началом первой мировой войны в 1915 году. Этот побег в итоге привел его к авангардистам. В сентябре 1915 года Древин участвует в выставке латышских художников в Петрограде в галерее Н. Е. Добычиной. А уже в декабре этого года в этой же галерее состоялась "Последняя Футуристическая выставка 0,10". Вообще, Надежда Добычина, помимо того, что была первой женщиной-галеристкой, была очень интересной персоной. В ее бюро работала студия Мейерхольда. Проводились выставки объединения "Мир искусства", основателями и идейными вдохновителями которого были Александр Бенуа, Сергей Дягилев.
Серия картин Беженки. Конечно, знакомство с авангардистами повлияло на творчество Древних в этот период. Проявило его творческую индивидуальность. Прежде всего характерную для всего его творчества цветовую лаконичность и упрощение.
Любопытно порассматривать портреты этих беженок. Обратите внимание на лицо и черные глаза. Такие мы еще увидим у Малевича в его сельскохозяйственной серии, как ответ на коллективизацию. Несмотря на то, что картины разные, у женщин одинаковые лица, почти одинаковые позы. Портреты упираются в зрителя, перед ними нет пространства. Зритель встречается с беженкой лицом к лицу. За ней обезличенные дома. С темными глазницами окон. В них нет занавесок и не горит свет. Человек и живет и не живет. Выживает. В чуждом ему пространстве. Таком же отстраненном и пустом. Мы не можем определить ее профессию. Ее руки пусты. Она одинока и без вещей. Что она делает здесь одна на пустынной улице? Куда все ушли?
Война, ее тяготы становятся ощутимы. Они проскальзывают в маске лица, похожей на забрало с узкими прорезями для глаз, в жестко очерченной форме одежды, сложенных пальцах рук. Сталкиваясь лоб в лоб с этой женщиной, мы словно примеряем эти латы на себя, чтобы хоть на какое-то время почувствовать, а хорошо ли в них быть.
Следующей вехой
я бы назвала его женитьбу на Надежде Удальцовой. После революции Древин, по приглашению Татлина, работает в Отделе изобразительных искусств, участвует в выставках в Москве. Руководит Музеем живописной культуры. Становится профессором ВХУТЕМАСА.
В 1920 году он женится, а через пару лет возвращается к натурной живописи. Пишет пейзажи, портреты, создает цикл автопортретов. Активно участвует в выставках. Его работы приобретают и за рубежом.
Во второй половине 20х годов для для участия в многочисленных выставках они вместе с женой выезжают на натуру. Пленэры (натурная живопись) как правило отличаются от студийной работы достаточно сильно. Палитра меняется, становится чище, светлей. Так произошло и с Древиным.
С одной стороны его работы упростились. Появились большие цветовые пятна. С другой, краска ложится плотными, корпусными мазками. Плотно, ёмко. Будто художник спешит за ускользающей натурой. Торопится выплеснуть все, что чувствует, на картинную поверхность. Оставляя только суть.
Кажется, что работы не закончены. Создается ощущение, что художник немедленно останавливался, как только менялось освещение. А это происходит на натуре ох как быстро. Пятнадцать минут и все. Важно успеть, схватить главное.
От его работ веет легкостью, свежестью и ясностью художественной идеи. Они насыщены контрастами. Пространство развернуто и мы словно смотрим через большую линзу так, что все герои нам видны.
Художник выворачивает и трансформирует пространство. Ни один предмет на картинной плоскости не обладает объемом, реальными чертами и деталями. И все же мы чувствуем пространство. Он умудряется передать детали без деталей так, что ни одной, пусть даже крошечной точки не добавить не прибавить. Она будет лишней.
Цветовая палитра сокращается до трех-четырех цветов. Такого минимума хватает для ощущения полноценной цветовой гаммы. Основное впечатление полноты палитры передается за счет мастерского владения тоном и умения соблюдать тоновый баланс в картине.
Посмотрите на картину Пейзаж с лошадью. Лошадь, дом, поверхность земли, на которую попадает солнце, гора вдалеке, прописаны ясным белым цветом с крошечными вкраплениями оттенков, которые не меняют общий белый цвет. Контрастное черное дерево справа, черная крона дерева слева, низ картины, крыша дома, поддержанные стволами деревьев по бокам - образуют театральную сцену. Главным героем которой является зеленый куст, от которого глаза перебегают к дому, поднимаются выше к горе, отдыхают на синем фоне и переносят нас вниз через черный ствол к лошадке.
Картина Барка. Минималистичная, с большими цветовыми пятнами, и тем не менее, мы все равно поддаемся движению, которое организовал для нас художник. Мягко, трепетно начиная от веревки (швартовы) мы скользим взглядом, словно канатоходцы к барке. По ее золотистому корпусу к мачте вверх. И вдруг взгляд охватывает все пространство картины разом.
Быки же словно взяты из реликтовых пещер. И рядом с ними распятая фигурка пастушка. Он спит? Или он кричит "ату, ату их", собирая быков на пастбище?
Домик, заросший зеленью. Тонкое деревце, склонившееся от ветра. И снова мы видим ясную тоновую картину, в которой отношения белого/черного/среднего позволяют художнику брать цвета в полную силу.
Еще одна веха: закрытие ВХУТЕМАСА (ВХУТЕИН) в 1930 году. Семья итак жила небогато, с увольнением стало совсем непросто. А в 1933 году для всех художественных сообществ наступили черные дни.
Творческая индивидуальность перестала быть нужной. Социалистический реализм сначала потеснил, а затем занял господствующее место. Работы Александра Древина подвергались нападкам, снимались с выставок. Для художников, которые не поддерживали идеи соц реализма обстановка с каждым днем становилась все более угнетающей. Особо ярые поклонники не гнушались критикой и без зазрения совести топили в изобличительных статьях, на художественных комиссиях произведения опальных творцов. Среди них нападкам подверглась и семья Александра Древина.
В 1938 году Александр Древин был арестован и, фактически без тщательного расследования и суда, расстрелян.
#древин #авангард #искусство #живопись #творчество #художник