Найти тему
Александр Дедушка

"Христианство для учителя" - какой будет вечная жизнь, и как св. Серафим Саровский это показал

Христос-Учитель
Христос-Учитель

(Чаю) И жизни будущего века. Аминь.

«Жизнь будущего века» - это та вечная жизнь, которую Бог обещал всем верующим в Его Сына:

«…дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16).

Эта жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем сознании мы не можем ее сколько-нибудь адекватно представить:

«…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2. 9).

Важнейшим в этой будущей жизни станет то, что это будет жизнь в присутствии Самого Бога, жизнь, в которой не может быть ничего, что так омрачает современную жизнь людей:

«…Он (Бог) будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их;

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло…

И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 21. 3-4; 22. 5).

Блаженство праведников проистечет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Сами их тела будут прославлены светом Божиим, подобно телу Господа Иисуса Христа:

«тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (1 Кор. 15. 43).

Вместе с тем состояние людей, сподобившихся достичь жизни будущего века, будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному состоянию и собранным «сокровищам на небесах», то есть, дел, совершенных не ради человеческой славы, а во славу Божью:

«иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

Так и при воскресении мертвых» (1 Кор. 15. 41-42).

Так будет реализована Божья справедливость: каждый получит свою награду, причем, некоторые окажутся в Царстве Небесном как бы выхваченными из огня:

«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть.

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3. 13-15).

Впрочем, внутреннее состояние каждого, попавшего в Царство Небесное, можно выразить одним словом – блаженство.

И в заключении этой темы я хотел бы привести выдержки из знаменитой беседы Н.А. Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским, которые как бы приоткрывают завесу перед этим блаженным состоянием «жизни будущего века»:

«Я взглянул… в лицо его (св. Серафима), и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный и проступающие далеко на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающуюся сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?

- Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня о.Серафим.

- Необыкновенно хорошо! – сказал я.

- Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

- Это, ваше Боголюбие, - сказал батюшка о. Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Азъ даю вам...», никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: оно свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется миром Божиим… Что же еще чувствуете вы?

- Необыкновенную сладость! – отвечал я.

И он продолжал:

- Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: «от тука дому твоего упиются и потоком сладости твоея напоиши я»». От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может… Что же еще вы чувствуте?

- Необыкновенную радость во всем моем сердце!

И батюшка о. Серафим продолжал:

- Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостию, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся… Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той «ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его». Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь на земле!?. Что ж еще вы чувствуете, ваше Боголюбие?

Я отвечал:

- Теплоту необыкновенную!

- Как, батюшка, теплоту? Да мы ведь в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает. Какая же может быть тут теплота?!

Я отвечал:

- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нея столбом пар валит…

- И запах, - спросил он меня, - такой же, как из бани?

- Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию…

И батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

- И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас – так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбие! Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия.., а благодать Духа Святаго и отвне осиявает и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною… Про это состояние именно и сказал Господь: «суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе…»[1]

Вот так Своим святым избранным мужам Господь даровал еще на земле приобщиться небесному блаженству.

И завершается Символ Веры словом «аминь», что значит «истинно» или «да будет». Произнося это слово в заключение Символа Веры, мы этим свидетельствуем, что все изложенное в нем есть истина, которая является предметом нашей веры.

[1] Нилус С. Великое в малом. Ново-Николаевск, 1993, с. 207-211.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь