Уже с момента публикации в 1929 году «Дело об отравленных шоколадках» Энтони Беркли признано шедевром детективной литературы и до сих пор остается в списке обязательной программы. Энтони Беркли в целом является автором, обязательным к прочтению всем любителям детективов, поскольку его детективы являются либо безупречными образцами классического детектива, либо удачными экспериментами с основами жанра.
«Дело об отравленных шоколадках» тоже эксперимент, поскольку главная фишка произведения в том, что автор предлагает целых шесть ответов на главный вопрос: «Кто убийца?». И это единственный детектив в своем роде, поскольку только здесь автор не просто озвучивает шесть версий, так или иначе в каждом детективе обсуждаются возможные версии, ведь именно так проходит расследование: выдвигается версия, потом проверяется, а в детективе финальная версия становится решением, поскольку только она четко отвечает на все вопросы. В «Деле об отравленных шоколадках» автор предлагает именно шесть решений, каждое из которых теоретически могло закончить произведение. Но каждое следующее решение опровергает предыдущее пока мы не узнаем последнее самое шокирующее.
«… это странно, но преступники никогда не умеют вовремя остановиться».
Энтони Беркли «Дело об отравленных шоколадках» ©
Справедливости ради заметим, что сыщики тоже.
Один из главных героев Беркли писатель и журналист Роджер Шерингэм создает Клуб криминалистов-любителей, в который входят еще пять участников. Блистательный и известный адвокат, знаменитая драматург, писательница, автор детективных романов и еще один участник, некий Э. Читтервик. Между прочим можно сказать что идея с таким клубом не придумана автором, поскольку Беркли, сам журналист, писатель и один из инициаторов создания и участник Английского Детективного клуба, который был создан в 1928 году, и в который входили самые известные писатели детективов того времени. Между прочим клуб в той или иной форме существует до сих пор. Тут еще следует добавить, что подобные сообщества любителей детективов, любителей книжных или даже реальных расследований, любителей разгадывать детективные загадки и прочие подобные клубы часто встречаются в детективной литературе. Например, можно вспомнить замечательный клуб «Черных вдовцов» у Айзека Азимова, или отличный детектив Питера Лавси «Ищейки», где клуб нужен не для атмосферы и не как форма подачи сюжета, клуб и есть очень важная часть сюжета и загадки. Иногда это правда превращается в неуклюжий штамп как у Ричарда Османа в книге «Клуб убийств по четвергам», где деятельность клуба вообще не описывается.
Но вернемся к шоколадкам. Произведение начинается с заседания клуба, на который приглашен старший инспектор Морсби, который вел дело об убийстве миссис Бенкдикс. Первый вопрос: убийство это или несчастный случай? Дело в том, что Сэр Юстас получает в подарок коробку шоколадных конфет с сопроводительным письмом известной фирмы, с просьбой написать отзыв об их новой продукции. Не вдаваясь в детали сюжета: коробку с шоколадками получатель отдал мистеру Бендиксу, который в свою очередь отдал шоколадки супруге. В результате миссис Бендикс умерла, так как конфеты были аккуратно накачены нитробензолом, а сам мистер Бендикс, чудом избежал смерти, благо съел всего пару штук. Второй вопрос: кому действительно предназначался яд?
Полиция в тупике и Роджер Шерингэм предлагает участникам клуба расследовать дело об убийстве. В течение шести вечеров, каждый из криминалистов-любителей рассказывает свою версию причем каждый предварительно проводит собственное небольшое расследование. Собственно книга состоит из вступления инспектора Морсби, рассказывающего основные факты и улики, добытые полицейскими, и шести докладов-версий участников клуба.
«Сэр Чарльз брал такой факт в руки, внимательно и смело его разглядывал, вертел так и сяк, заглядывая даже туда, куда, казалось, заглянуть невозможно, выворачивал его наизнанку, чтобы подобно древним прорицателям, по его потрохам прочесть уготованную этому факту печальную участь, плясал на его останках, пока не стирал в порошок, из которого потом лепил новый факт, соответствующий его, сэра Чарльза, замыслу».
Энтони Беркли «Дело об отравленных шоколадках» ©
«Дело об отравленных шоколадках» это один из самых оригинальных и интересных классических детективов. И оригинальность не только в количестве версий. Это не просто роман-эксперимент, или роман-пародия. Автор практически открывает дверь в авторскую кухню, можно даже сказать, что это настоящее наглядное пособие по написанию детективной истории. Посудите сами, автор берет набор фактов и улик (в книге есть даже таблица с таковыми) кладет их в стакан, хорошенько встряхивает, бросает на стол и вуаля — блестящая версия готова. И такое он проделывает шесть раз. При этом, не забывая добавлять каждый раз по фактику, улике… И все это на глазах у изумленной публики. Как говорится, следите за руками. Это роман-игра, в которой читателю победить не суждено. Автор, конечно упростил себе задачу, поскольку от версии к версии появляются новые факты и обстоятельства неизвестные доселе, а чтобы версий было как можно больше к концу книги голова идет кругом от обилия любовных связей. Все спят со всеми. Очень удобно, когда нужно каждого из них по очереди подвести под виселицу. Но самое интересное это наблюдать как буквально каждый из фактов по-разному зачастую абсолютно противоположно и противоречиво трактуют сыщики. На роль убийцы напрашиваются все кому не лень, некоторые кандидаты откровенно шокируют, разве что в конце не выясняется, что убийца это ты, читатель.
«Виртуозно доказать можно все что угодно, равно как и виртуозно исполнить можно все что угодно. Дело только за выбором. Если вы знаете, что именно вы должны донести до публики, а что следует не заметить, обойти, вы докажете любую версию, и притом самым убедительным образом».
Энтони Беркли «Дело об отравленных шоколадках» ©
Скорее всего это одновременно и роман-эксперимент и некая сатира на условности жанра, а потому ни одну из версий нельзя воспринимать как единственно верную. Видимо по задумке автора от версии к версии шокирующий эффект должен был усиливаться, поэтому самая убедительная, логичная и простая в исполнении версия, но не такая эффектная, далеко не последняя. А какая из версий действительно самая убедительная, ты читатель узнаешь, только прочитав этот признанный шедевр. Главное читать этот детектив с пониманием того, что это литературная игра иначе останется ощущение надувательства, все-таки это не классика, где угадать убийцу можно хотя бы теоретически, а хороший пример отличной авторской фантазии и изобретательности в жонглировании фактами и уликами. Но на это очень интересно посмотреть, т. е. почитать, очень уж зрелищно. И, что немаловажно, очень познавательно. Вот так пишутся хорошие детективы. Нужно заставить читателя думать в нужном направлении. Легко сказать, да трудно сделать, иначе мэтров было бы пруд пруди. Вот за это я и люблю детективы, за кажущуюся простоту и невероятную сложность в том, чтобы качественно надуть читателя, как фокусник, на его же, читателя, собственных глазах.
А вы проверяете подаренные шоколадные конфеты на предмет следов от иглы шприца?
P. S. Издание «The Poisoned Chocolates Case», October 10th 2016 by The British Library включает в себя альтернативную концовку писательницы Золотого века Кристианы Брэнд, а также совершенно новое решение, разработанное специально для Британской библиотеки писателем криминальных романов и экспертом Золотого века Мартином Эдвардсом. На русском языке дополненное издание не выходило, но в свободном доступе имеется любительский перевод альтернативных концовок на Форуме любителей детективов. Так что наслаждайтесь.