Разные методы обучения помогают вовлечь учеников, наладить с ними взаимопонимание, мотивировать их и поддерживать их интерес. В противном случае, каким бы прекрасным специалистом по своей теме ни был педагог, обучение не будет успешным.
Ниже поговорим о том, какими способами можно изложить материал, если вам предстоит учить кого-либо в ближайшем будущем.
Метод проблемного изложения
Педагог перед объяснением темы ставит проблему, формулирует задачу, а потом демонстрирует способ её решения (через доказательства и сравнение точек зрения). В реальности это задания, начинающиеся с вопроса «Почему?», задания с недостающей информацией или задания «на подумать». Например, учитель обществознания описывает ученикам случай, когда в маленьком городе строят завод по производству тракторов, и предлагает ученикам посмотреть на ситуацию глазами местных жителей, экологов и чиновников.
Частично-поисковый метод
Преподаватель ставит какой-то вопрос, а учащиеся самостоятельно ищут на него ответ. Например на языковых курсах преподаватель предлагает студентам порассуждать на тему «Кем я буду через 10 лет». Студенты используют уже известные им словосочетания и конструкции, чтобы построить текст на новую тему, к которой они не готовились, а преподаватель подсказывает и направляет.
Исследовательский метод
Учащиеся сами изучают информацию по теме или ведут наблюдения. По сути, это имитация научного исследования. Например, преподаватель курсов маркетинга даёт студентам задание подготовить анализ рынка онлайн-обучения по информации из открытых источников и самостоятельно сделать выводы.
Кейс-стади или разбор кейса
Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.
Особенности кейс-метода:
- учащиеся движутся от частного к общему, то есть метод индуктивный;
- в процессе решения кейса студенты получают навыки анализа, исследования и принятия решений;
- развивает навыки мышления и умение работать с большим количеством информации.
Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.
Ролевые и деловые игры
Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.
Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.
Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.
Проектный метод
Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.
Проектное обучение может проводиться в различных форматах, офлайн и онлайн, индивидуально, в паре и в группе.
Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:
- критического и творческого мышления,
- навыки работы в команде,
- анализа информации,
- самостоятельного поиска информации,
Перевёрнутые классы
Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают во время занятий. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на лекциях, а задания выполняют дома.
В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:
- смотрят онлайн-лекции,
- читают материалы онлайн-курса,
- читают тексты в цифровом и бумажном виде,
- проводят исследования.
В учебном же классе они вместе с педагогом:
- отрабатывают навыки,
- общаются с одноклассниками или однокурсниками,
- проводят презентации,
- делают лабораторные работы.
Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.
Читайте также:
- Кто такой тьютор и как им стать
- Как дети Альфа изменят мир: что мы знаем о новом поколении
- Как заработать в декрете в 2023 году