Найти тему
Digital Academy

Как учить? Читайте о методах обучения, если делаете первый курс или проводите мастер-классы

Оглавление

Разные методы обучения помогают вовлечь учеников, наладить с ними взаимопонимание, мотивировать их и поддерживать их интерес. В противном случае, каким бы прекрасным специалистом по своей теме ни был педагог, обучение не будет успешным.

Ниже поговорим о том, какими способами можно изложить материал, если вам предстоит учить кого-либо в ближайшем будущем.

Метод проблемного изложения

В фильме «Ещё по одной» (Drunk, 2020) учитель истории использует метод проблемного изложения, когда предлагает ученикам выбрать правителя государства только по описанию, без имён. Источник кадра: bbc.com
В фильме «Ещё по одной» (Drunk, 2020) учитель истории использует метод проблемного изложения, когда предлагает ученикам выбрать правителя государства только по описанию, без имён. Источник кадра: bbc.com

Педагог перед объяснением темы ставит проблему, формулирует задачу, а потом демонстрирует способ её решения (через доказательства и сравнение точек зрения). В реальности это задания, начинающиеся с вопроса «Почему?», задания с недостающей информацией или задания «на подумать». Например, учитель обществознания описывает ученикам случай, когда в маленьком городе строят завод по производству тракторов, и предлагает ученикам посмотреть на ситуацию глазами местных жителей, экологов и чиновников.

Частично-поисковый метод

Преподаватель ставит какой-то вопрос, а учащиеся самостоятельно ищут на него ответ. Например на языковых курсах преподаватель предлагает студентам порассуждать на тему «Кем я буду через 10 лет». Студенты используют уже известные им словосочетания и конструкции, чтобы построить текст на новую тему, к которой они не готовились, а преподаватель подсказывает и направляет.

Исследовательский метод

Учащиеся сами изучают информацию по теме или ведут наблюдения. По сути, это имитация научного исследования. Например, преподаватель курсов маркетинга даёт студентам задание подготовить анализ рынка онлайн-обучения по информации из открытых источников и самостоятельно сделать выводы.

Кейс-стади или разбор кейса

Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.

Особенности кейс-метода:

  • учащиеся движутся от частного к общему, то есть метод индуктивный;
  • в процессе решения кейса студенты получают навыки анализа, исследования и принятия решений;
  • развивает навыки мышления и умение работать с большим количеством информации.

Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.

Ролевые и деловые игры

Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.

Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.

Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.

Проектный метод

В фильме «Кадры» стажёров обучают, чтобы отобрать лучших для работы в Google, при этом используют проектный метод (создать приложение для обмена фото), метод викторины (опрос) и частично-поисковый (найти ошибку в коде). Источник фото: kinopoisk.ru
В фильме «Кадры» стажёров обучают, чтобы отобрать лучших для работы в Google, при этом используют проектный метод (создать приложение для обмена фото), метод викторины (опрос) и частично-поисковый (найти ошибку в коде). Источник фото: kinopoisk.ru

Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.

Проектное обучение может проводиться в различных форматах, офлайн и онлайн, индивидуально, в паре и в группе.

Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:

  • критического и творческого мышления,
  • навыки работы в команде,
  • анализа информации,
  • самостоятельного поиска информации,

Перевёрнутые классы

Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают во время занятий. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на лекциях, а задания выполняют дома.

В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:

  • смотрят онлайн-лекции,
  • читают материалы онлайн-курса,
  • читают тексты в цифровом и бумажном виде,
  • проводят исследования.

В учебном же классе они вместе с педагогом:

  • отрабатывают навыки,
  • общаются с одноклассниками или однокурсниками,
  • проводят презентации,
  • делают лабораторные работы.

Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.

Читайте также:

  • Кто такой тьютор и как им стать
  • Как дети Альфа изменят мир: что мы знаем о новом поколении
  • Как заработать в декрете в 2023 году