Депутаты Госсовета Татарстана на первом в этом году заседании парламента одобрили законопроект о внесении изменений в Конституцию республики. Эти изменения только публично обсуждали около трех месяцев, и большая часть новелл была заранее известна и согласована. Однако не обошлось и без сюрпризов. Главный из них касался самого обсуждаемого изменения в основном законе РТ – наименования высшего должностного лица (ВДЛ). Но обо всем по порядку.
Как сообщил председатель Комитета Госсовета по госстроительству и местному самоуправлению , из семи разделов и 126 статей действующей Конституции РТ изменения внесли в шесть разделов и 60 статей. Кроме того, в основной закон ввели 2 новые статьи, а 25 признали утратившими силу.
– Сегодняшнее рассмотрение законопроекта о внесении изменений в Конституцию республики является логическим продолжением обсуждения этого вопроса в ходе декабрьского заседания Госсовета, – отметил Хабибуллин. – Принятый в декабре прошлого года закон позволил нам продолжить работу во взаимосвязи со всеми конституционными положениями, а не фрагментарно.
Спикер напомнил, что главной задачей рабочей группы, которая занималась приведением законодательства Татарстана в соответствие с федеральным, была оценка системы общественно-политических и социально-экономических рисков, связанных с конституционными новациями, при сохранении стабильности и сбалансированности конституционного регулирования.
Хабибуллин отметил, что Конституция, как и другие ключевые общественно-политические конструкции, подвержена изменениям. По его словам, принципиально важно, чтобы они были направлены на ее поступательное развитие и происходили эволюционно.
– Многие из принципов действующего основного закона имеют непреходящий характер, но нельзя недооценивать потенциал развития Конституции. Он реализуется посредством более глубокого прочтения, истолкования и осуществления конституционных норм. Это не означает принципиального исключения совершенствования формулировок Конституции, когда того потребует динамично меняющаяся жизнь, – отметил спикер.
Хабибуллин также рассказал об изменениях, которые ждут основной закон нашей республики: упразднение Конституционного суда РТ с образованием Конституционного совета (мы писали об этом ), механизм назначения прокурора РТ, некоторые нюансы касательно полномочий госорганов и вопросов местного самоуправления.
Но наибольший интерес, понятно, вызвали поправки, которые коснутся высшего должностного лица нашей республики (хотя Хабибуллин упомянул о них далеко не в первую очередь). Главным сюрпризом оказалось то, что уже на текущем сроке своих полномочий перестанет называться президентом, став «главой-раисом». Ранее в поправках фигурировала норма, согласно которой Минниханов доработает нынешний срок президентом, а раисом станет уже следующий избранный руководитель республики.
– После проведения дополнительных консультаций по вопросу, связанному с наименованием высшего должностного лица, было принято решение отказаться от переходного периода и начать применять новое наименование высшего должностного лица после вступления в силу рассматриваемого сегодня проекта закона, – заявил Хабибуллин.
– Позволю себе не совсем парламентское выражение, но как дамоклов меч висели над нами определения и решения Конституционного суда РФ и решение Верховного суда РТ. Но те изменения, которые внесли в Конституцию РФ, 114-й закон уже определил четкие сроки действия субъектового законодательства. Это касается не только нас, поэтому после дополнительных консультаций мы пришли к выводу, что необходимо эту статью признать утратившей силу с момента вступления в силу изменений в Конституцию РТ, – пояснил после заседания Хабибуллин. – Поэтому я считаю, что никакой трагедии для избирателей, для жителей республики нет. Республика как развивалась, так и развивается очень динамично.
Еще один важный нюанс – требования к кандидату на кресло теперь уже раиса. Согласно тексту документа, высшим должностным лицом республики может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в стране, не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство (это теперь касается и депутатов Госсовета). Касательно языков – ВДЛ должено использовать их в осуществлении своих полномочий.
На уточняющий вопрос Хабибуллин еще раз повторил формулировку «использование» государственных языков. От себя отметим, что, строго говоря, использование вовсе не предполагает владение языком.
Дополнительное пояснение Хабибуллин дал относительно количества сроков, которые может занимать один человек. Здесь все просто – все и всяческие ограничительные формулировки просто исчезли. Ни общего количества сроков, ни даже их числа «подряд» теперь в Конституции не фигурирует.
– Рассматриваемый сегодня законопроект является итогом проведенного рабочей группой детального анализа, многочисленных согласительных дискуссий с администрацией президента Татарстана, прокуратурой республики. По праву проект можно назвать «компромиссным», учитывающим мнения и позиции всех заинтересованных сторон, – подчеркнул председатель Комитета. – Изменения в Конституцию РТ отражают федеральные новации, в то же время призваны обеспечить стабильность и преемственность Основного закона республики. При этом программный потенциал Конституции сохраняется, но реализовываться он будет по мере адекватного развития правотворческой деятельности на всех уровнях и соблюдения конституционной законности.
Председатель профильного комитета напомнил слова президента республики, сказанные им в рамках декабрьского заседания, о том, что «в сегодняшних реалиях, когда в мире есть силы, желающие расколоть Россию, наша республика, как один из столповых регионов страны, должна стать примером в деле сохранения единства России».
Что примечательно, сам Рустам Минниханов, который принимал участие в заседании, в этот раз не обращался к депутатам. Также любопытно, что председатель Госсовета заранее пресек любые и всяческие обсуждения законопроекта.
– Больше полугода мы на комитетах, на фракциях, на депутатских группах рассматривали этот законопроект, в администрации президента, в прокуратуре. Спорили, доказывали, находили приемлемые решения в этой обстановке, – рассказал Мухаметшин. – Предлагаю поддержать, чтобы не политизировать этот вопрос, без выступлений - они сейчас будут повторяться. Это большой, скрупулезный труд с юридической точки зрения. Мы нашли решение, которое позволит дальше работать над ним.
После первого чтения (где итоговое голосование показало 8 противников документа и 1 воздержавшегося) парламентариям дали всего полчаса на то, чтобы внести поправки. Во втором и окончательном чтении, где законопроект, разумеется, приняли, против проголосовало уже 6 человек при двух воздержавшихся.
Законопроект о внесении изменений в Конституцию вступает в силу сразу после подписания президентом Татарстана и его официального опубликования. Однако, как уточнил Хабибуллин, хоть это можно проделать и сегодня, официальный срок – 14 дней, и тоже с нюансами.
– У президента России есть право законы, рассмотренные субъектами РФ, направить для дополнительного изучения Конституционным судом РФ. Это теоретически возможный вариант. В таком случае срок вступления в силу - 14 дней в общей сложности за минусом нахождения в Конституционном суде РФ, – отметил председатель Комитета.
Медиатехнолог, руководитель коммуникационного агентства «К9», соучредитель Ассоциации интернет-технологов России считает, что есть связь между недавней встречей Рустама Минниханова и .
– Позитивной встречей, где Владимир Владимирович сказал много комплиментов в сторону Татарстана. Я думаю, что на ней и было решено не оттягивать, а привести все как можно скорее в соответствие с федеральным законодательством, – сказал эксперт.
При этом Муравьев сомневается, что это может каким-то образом повлиять на политические процессы как внутри республики, так и снаружи.
– Возможно, будет некая зависть других национальных республик, потому что Татарстан все-таки сумел выделиться и доказать свою исключительность, – предполагает собеседник. – С другой стороны, мы находимся в ситуации, когда наибольшее влияние имеют не столько публичные процессы, сколько процессы, связанные с реальной экономикой, реальной адаптацией к геополитическим условиям, к СВО. И здесь роль руководителя намного важнее, чем его название.
Муравьев не считает, что принятое решение вызовет долгую дискуссию в республике, потому что для Татарстана Рустам Минниханов является бесспорным руководителем, лидером и главой.
– Поэтому сейчас вопрос скорее не политический, а экономический – насколько Татарстан сможет показать свое экономическое лидерство, социальную заботу о гражданах и так далее. И вот это реально влияет на отношение как к руководителю республики, так и в целом к федеральному руководству, – заявил эксперт.
Доктор политических наук профессор КФУ считает, что руководство Татарстана вело себя в соответствии со старой, известной с начала 2000-х годов и испытанной тактикой.
– В ответ на нажим отступить чуть-чуть, проследить за реакцией Москвы и дальше уже по ситуации решать – остановиться или отступить еще немного. Те минимальные уступки, что были сделаны в декабре прошлого года, очевидно, оказались недостаточными. Посоветовавшись (не случайно Альберт Хабибуллин говорил о «дополнительных консультациях») или, возможно, получив прямые указания, Госсовет РТ решил не доводить дело до прямой конфронтации и уступить, – отметил Сергеев.
По мнению профессора, растянутость решения во времени, помимо прочего, должна была смягчить недовольство национально ориентированной интеллигенции.
– Что же касается и большей части элиты, и населения Татарстана, то они, вероятно, понимают, что важно не столько название должности Минниханова, сколько ее функционал, а он сохранился, – считает эксперт.
Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ рассматривает происходящее в Татарстане исключительно через призму современного международного положения.
– Когда ракеты России и стран Запада нацелены на ведущие города друг друга, когда СВО продолжается уже почти год и мир стоит на грани ядерного конфликта, думаю, что название руководителя Татарстана не имеет принципиального значения. Поэтому Рустам Минниханов, депутатский корпус Татарстана и пошли на быстрые изменения в законодательстве. Сейчас важны эффективность и быстрота управления на любом уровне организации российской власти. Можно спорить о термине «раис», можно обижаться на отмену термина «президент», но в создавшейся обстановке это не имеет принципиального значения. Надеюсь, что наступит время, когда можно будет шлифовать законодательство, менять термины и понятия в результате широкой общественной дискуссии. При этом и сейчас решение принимает парламент Татарстана – Госсовет. Это очень важно, – подчеркнул собеседник.
Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» полагает, что на тему переименования должности высказались уже все: вопрос обсудили и на федеральных телеканалах, и на кухнях татарстанцев.
– Вопрос закрыт и в целом никого не беспокоит. Минниханов на прошедшей неделе всем четко дал понять, что Татарстан – это локомотив Российской Федерации. Цифры и проекты, которые прозвучали на встрече с Владимиром Путиным, красноречиво это демонстрируют, – указал собеседник.
Он обратил внимание на то, что политический вес Рустама Минниханова находится на высочайшем уровне, поэтому вопрос о наименовании должности, переносе сроков этого наименования стоит только на повестке у депутатов, больше нигде.
– Никаких изменений это решение не произведет, отношений не поменяет, сколько бы ни фантазировали об этом сторонние политологи, – резюмировал Кутилов.