Найти в Дзене
Техника и жизнь

Автопром России – итоги 2022 и его будущее в 2023 году, и далее….

ЧАСТЬ I

О текущем состоянии мировой зарубежной автопромышленности у меня тут.

Урал-4320(Wikipedia.org)
Урал-4320(Wikipedia.org)

Введение

Для большинства людей, связанных с российской автопромышленностью профессионально ли, или же иными причинами, события конца февраля 2022 года были неожиданными. Но теперь, когда уже отгремели в России все новогодние праздники, можно подытожить для нашего авторынка и автомобильной промышленности, как итоги ушедшего 2022 года, так и подумать, что будет с этими важными для нас сферами в текущем 2023 году и может быть заглянуть чуть дальше. Коснусь я и Белоруссии, ныне еще более тесной связанной с нами, чем в прошлые года. Более детально читать ниже.

КАМАЗ серии К5 (Wikipedia.org)
КАМАЗ серии К5 (Wikipedia.org)

Итоги 2022 года

Российская автомобильная промышленность в самом начале 2022 года собиралась развиваться за счет дальнейшей локализации иностранных моделей на российских заводах. Были планы, как по появлению новых заводов (как пример строительство под Химками в Московской области завода грузовиков японской Hino), так и по углублению степени локализации уже собираемых в России моделей. Собирались машины как из Европы (пример тут) и США, так и из Южной Кореи (пример тут), Японии (пример тут) и КНР. Как легковые, так и грузовые. Причем АвтоВАЗ, на тот момент, собирался постепенно свернуть в течении несколько ближайших лет производство автомобилей на собственных платформах, в пользу автомобилей на платформах от Renault-Nissan (подробнее об этом тут). Эти планы были отменены. Из иностранных автопроизводителей в данный момент продолжил работу только завод Haval в Туле. Сохранилось на отдельных заводах, принадлежащих прежним партнерам РФ и производство автокомпонентов, как пример этого завод Hyundai в Сестрорецке, где продолжили выпуск кузовных деталей. Но сборку самих моделей Корейские автоконцерны более не ведут, а сами эти детали идут на завод Hyundai в Казахстане. Сборка иностранных моделей на заводах, принадлежащим владельцами из России, сохранилась только в случае сборки автомобилей разработки КНР. Как это происходит со сборкой грузовиков Компас на КАМАЗ по лицензии на грузовики JAC. Недружественные нам государства не только прекратили сборку своих моделей на нашей территории и поставку комплектующих для сборки, в том числе для моделей, разработанных в России, но и прекратили официальные поставки уже готовых автомобилей, а также стали продавать, часто за символическую цену с возможность обратного выкупа в течении определенного срока свои заводы автомобильные и автокомпентов. Были выкуплены на таких или схожих условиях иностранные доли на ВАЗ, Sollers и КАМАЗ, завод Renault в Москве, заводы Nissan и Mercedes.Хотя некоторые заводы так и остались во владении хозяев из таких государств.

 Sehol X4 (JAC JS4) - выпускаемый ныне в РФ как "Москвич-3"(Wikipedia.org)
Sehol X4 (JAC JS4) - выпускаемый ныне в РФ как "Москвич-3"(Wikipedia.org)

В этих условиях правительство РФ разрешило так называемый «параллельный импорт», а также стало принимать меры по поддержке российских автозаводов, как уже существующих, так и по созданию новых производств. ВАЗ и КАМАЗ изменили свои производственные планы. Особенно это коснулось ВАЗ. Внесены были коррективы и в планы разработки новых моделей Урал и ГАЗ. На бывшем заводе Renault в Москве началась крупноузловая сборка моделей китайской корпорации JAC под возрожденным брендом «Москвич». О первой модели еще советского Москвича подробнее у меня тут. Параллельный импорт касается как готовых автомобилей, так и запчастей, расходников и комплектующих. При этом не следуют забывать, что список товаров, включенных в параллельный импорт является официальным документом, утверждаемым правительство РФ. Товары не входящие в этот список из этого документа, параллельным импортом не могут является. И, собственно говоря, параллельный импорт значит, что товар включенный в соответствующий список юридические лица могут завозить без разрешения правообладателя. В остальном в настоящее время делается упор в первую очередь на сотрудничество с КНР. Как в плане развития в РФ производства, так и в плане импорта готовой автомобильной продукции. Но импорт из «поднебесной» возрос в основном в сфере коммерческого транспорта. Так что даже стали вводить защитные меры ради отечественных производителей такой техники. Рост поставок легковых автомобилей из КНР, даже с учетом параллельного импорта возрос не столь сильно. Одновременно стало разворачиваться сотрудничество с Ираном (подробнее об этом - тут) и Индией (подробнее об автопромышленности Индии – тут).

ВАЗ-2131(Wikipedia.org)
ВАЗ-2131(Wikipedia.org)

При этом падение рынка легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России составило 58,8 процентов в 2022 году по сравнению с 2021 году.

Продолжение тут.

Федор Болдырев 2023©