Найти тему
AR.MOSCOW

Здание Центросоюза: первый open space в СССР

Друзья, рассказывая о конструктивизме, мы упомянули одного из наиболее значимых архитекторов 20 века - Ле Корбюзье и его, так называемые, «Пять принципов» архитектуры нового времени.

Портрет Ле Корбюзье 1964 года
Портрет Ле Корбюзье 1964 года

Вклад Ле Корбюзье в мировую культуру колоссален - за свою жизнь он написал 50 книг по архитектуре, сформулированные им принципы легли в основу проектирования всей модернистской архитектуры и до сих пор актуальны, его постройки можно увидеть во многих городах мира.

Кроме того он был одарённым живописцем и дизайнером, а главное новатором - шедевры, которые он создавал казались современникам парадоксальными и эксцентричными. Но именно благодаря такому эффекту свободные формы в архитектуре стали применяться гораздо шире и свободнее, чем раньше.

Работы Ле Корбюзье
Работы Ле Корбюзье

В середине 1920-х гг. Ле Корбюзье уже был признанным и модным архитектором в Европе, он получает дорогостоящие заказы из разных уголков континента. В СССР тоже внимательно следили за творчеством Ле Корбюзье и в итоге пригласили его в Москву для участия в архитектурном конкурсе и обмена опытом с советскими коллегами.

Москву архитектор воспринял как город будущего и считал, что здесь точно найдет применение своим новаторским идеям, к тому же отечественные архитекторы-конструктивисты активно его поддерживали. С 1928 по 1930 года он трижды приезжал в Советский Союз и дружил со многими советскими конструктивистами.

А.К. Буров, Ле Корбюзье, Н.Н. Соболев, А.А. Веснин, Г.П. Гольц, 1928 год
А.К. Буров, Ле Корбюзье, Н.Н. Соболев, А.А. Веснин, Г.П. Гольц, 1928 год

К сожалению, в конце концов, отношения Ле Корбюзье с Россией закончились разочарованием. Но одну из идей французского архитектора в СССР все-таки удалось реализовать. Это дом Центросоюза, расположенный между Мясницкой улицей и проспектом Академика Сахарова, он до сих пор считается уникальным в мире воплощением делового здания.

Проект Ле Корбюзье победил по итогам трех этапов конкурса, в нем архитектор воплотил основные принципы своего манифеста «Пять отправных точек новой архитектуры»: свободная планировка, которая стала возможной благодаря применению железобетонных каркасов, столбы-опоры, позволяющие использовать площадку под офисными помещениями, лаконичные фасады свободных форм, сплошное остекление, плоские эксплуатируемые крыши-террасы.

Дом Центросоюза состоит из четырех корпусов: три восьмиэтажных, расположенных буквой Н  - здесь располагались конторы, и в центре один двухэтажный корпус параболической формы, так называемое клубное здание - в нем находились киноконцертный зал, библиотека, столовая и двусветное фойе. Корпуса расположены так, что во все помещения попадает солнечный свет. Площадь здания больше Красной площади — почти 25 тыс кв. м.

Внутренняя планировка была в полном смысле слова новаторской. Рабочие места организованы по принципу open space, без массивных перегородок. Привычные лестницы Ле Корбюзье заменил пандусами, а лифты — патерностерами, то есть лифтами непрерывного действия: открытые кабинки без дверей медленно и непрерывно поднимаются вверх в одной шахте лифта и опускаются вниз в соседней, а пассажиры могут входить и выходить прямо на ходу. С учетом особенностей московского климата было разработано несколько систем входа - для служащих, посетителей, автомобилей и разных нужд.

Пандусы вместо лестниц
Пандусы вместо лестниц
Лифт непрерывного действия сейчас законсервирован
Лифт непрерывного действия сейчас законсервирован

К сожалению, здание не полностью соответствует изначальному замыслу. В проекте Корбюзье предлагал реализовать придуманный им принцип “свободного дыхания” - систему охлаждения, отопления и вентиляции. Воздух должен был циркулировать в герметичном пространстве между двойными стенами, летом охлаждая, а зимой утепляя помещения. Каждый фасад должен был быть снабжен системой передвижных трубных лесов, позволяющих производить очистку зданий с наружной стороны. Однако из-за нехватки бюджета воплотить эти задумки не удалось.

Стены, окружающие здания, попросту пустотелые стены. Вместо массивной кладки они состоят из многих рядов перегородок из пустотелых кирпичей, оставляющих промежуток для воздуха. Стены эти обладают каллорическим коэффициентом несравненно более высоким, чем все массивные постройки (см. более подробно в приложении для Лиги наций).
План сооружения строений Центросоюза в Москве, составленный Ле Корбюзье и Пьером Жаннере / Журнал «Современная архитектура». 1928. № 6. — С. 177—181.

Сады на крышах, которые были нужны не только для красоты, но и чтобы избежать последствий расширения железобетона летом, тоже остались лишь на бумаге, как и сады в пространстве между зданиями. Чистые бетонные фасады облицевали красным армянским туфом, а стильную минималистичную внутреннюю отделку украсили узорчатым мрамором и натуральным деревом — это возмутило архитектора настолько, что он даже собирался отказаться от авторства. Но выплаченный в валюте гонорар смягчил его принципиальность.

-9

Сейчас вид творения Ле Корбюзье значительно отличается от первоначального, в 1970-х здание реконструировали: проход под зданиями заблокировали, первые этажи застроили, пространства со свободной планировкой разделили перегородками, лифты непрерывного действия законсервировали.

В здании Центросоюза размещаются Росстат и Федеральная служба по финансовому мониторингу. Осенью 2015 года во дворе был установлен памятник Ле Корбюзье работы скульптора Андрея Тыртышникова и архитектора Антона Воскресенского.

Памятник Ле Корбюзье во вдоре здания Центросоюза
Памятник Ле Корбюзье во вдоре здания Центросоюза

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Читайте также:

#armos #архитектура #конструктивизм #москва #лекорбюзье