Татьяну Владимировну Максимову знает, наверное, половина Тулы. А другая половина о ней слышала много хорошего. Только перечисление заслуг и званий займет целую страницу. Заслуженный учитель России, почетный гражданин Тулы, лучший учитель России–2006, отличник просвещения…
Сейчас она возглавляет Центр образования № 38, который объединяет школу № 60 и химический лицей. Вот в ее кабинете в старинном здании лицея на ул. Глинки мы и говорили о профессии «учитель».
Кстати, кабинет директора выглядит совсем не так, как рисует воображение при словах: «Зайди в кабинет директора». Огромные стеллажи с книгами, много комнатных растений и… огромная клетка с попугаем Аркадием. Он так и представился – Аркаша. Живет в лицее с самого основания.
Да и сам лицей, несмотря на возраст здания (более 90 лет), очень уютный и спокойный. Интеллигентный, если так можно сказать об атмосфере. Ученики очень вежливы, задумчивы, но при этом улыбчивы. На занятиях интересные дискуссии, никто не скучает, все вовлечены в работу. Короче, не школа – мечта родителей.
Лицей занимает 6-е место среди всех школ ЦФО по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, а в общероссийском рейтинге – 122-е место.
Я из учительской семьи. Моя мама работала учителем начальных классов. Ученики помнят ее до сих пор, заходят в гости, узнают и здороваются на улице. Это так трогательно, когда видишь пожилых людей, радостно восклицающих «Антонина Гавриловна, как мы рады Вас видеть!» Учитель – очень благодарная профессия.
В детстве я мечтала стать тем, про кого читала в детской энциклопедии. Когда читала статьи на букву А, мечтала стать археологом, астрономом… А на букве Б определилась – очень захотела стать биологом. Интерес к биологии поддерживала моя бабушка, она была заслуженным учителем, преподавала биологию, ее работы были представлены на ВДНХ. А пришкольный участок в школе, где она работала, был лучшим во всей Тульской области. Мой дедушка был директором этой школы в селе Карамышево.
Вообще наша династия началась в прошлом веке, когда мой дедушка по материнской линии пришел работать в церковно-приходскую школу учителем.
В нашей семье 19 человек посвятили себя учительству, а общий трудовой стаж династии – более 400 лет.
Но я мечтала стать именно биологом, а не учителем биологии. Ветеринаром, дрессировщиком животных… Кем угодно, но не учителем, потому что в нашей семье только и разговоров было – про уроки, тетрадки, оценки.
Я поступала на биологический факультет МГУ, но мне не хватило полбалла. Подала документы в тульский пед – видно, от судьбы не уйдешь. Хотя я твердо решила – через год обязательно буду штурмовать биофак МГУ, но первый же выезд в экспедицию по Тульской области после первого курса это желание остудил. Потом сделала попытку после 3-го курса перевестись, но помешала Олимпиада-80, переводы были под запретом.
По распределению пришла работать учителем биологии в школу № 14. Теперь смешно вспоминать, но тогда мальчишки четвертого класса могли меня довести до слез и сорвать урок. И все-таки это было замечательное время!
Только проработав три года, почувствовала себя учителем. Поняла, что и как я делаю, как откликаются на мою работу дети. И точно знаю, что нет на свете работы лучше учительской! Если ты увлекаешь детей чем-то, то потом они по этому направлению могут пойти очень далеко.
С самого первого года своей работы я вожу талантливых способных детей на Школьную биологическую олимпиаду в МГУ (ШБО МГУ). И сейчас на очных сессиях ШБО встречаю своих учеников, кто поступил и учится на биофаке МГУ. А некоторые там преподают!
Кстати, у меня был еще шанс попасть на биофак МГУ – только уже преподавателем. В 2006 году я, учитель биологии в химическом лицее Тулы, победила во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» (Татьяна Владимировна участвовала в конкурсе под девизом: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!», вошла в топ-10 лучших учителей страны, была на приеме у президента страны. – Прим. авт.). И Садовничий тогда заявил на встрече с Владимиром Путиным, что приглашает всех победителей конкурса в МГУ ассистентами на профильные кафедры. Это было великое искушение, но я осталась в Туле.
Много лет я работала бок о бок с Алексеем Дмитриевичем Соболевым (А. Д. Соболев — один из тех людей, благодаря которым в середине 1980-х — начале 1990-х гг. в России была возрождена система гимназического и лицейского образования. – Прим авт. ). Когда в 1992 году создали химический лицей, он был директором лицея и отвечал за химию, а я – за биологию. С 2017 года лицей возглавляю я. Но я преподающий директор – оставила себе часы биологии в пятых классах, увлекаю биологией детей. А с более старшими веду дополнительные занятия после уроков, готовлю их к олимпиадам.
Олимпиады по школьным предметам, особенно по биологии, – это спорт. Нужно иметь характер, хотеть и уметь побеждать, тратить время и силы на подготовку. И получать удовольствие от всего процесса и победы!
А бывает, ребенок хорошо знает предмет, но ему неинтересно соревноваться, не нужно быть первым. Среди моих учеников есть такие, кто, будучи семиклассниками, победили на заключительном этапе олимпиады за 9 класс и автоматически – еще в 7 классе! – стали студентами биофака МГУ. Каждый год кто-то из учеников нашего лицея становится победителем ШБО МГУ.
Химический лицей и создавался как центр образования одаренных детей, поэтому у нас все ученики участвуют в олимпиадах. Около 50 учеников лицея стали призерами общероссийских олимпиад. Многие выпускники стали профессорами, докторами и кандидатами наук. У нас есть своя методика подготовки к олимпиадам. Во-первых, уроки. Они должны быть интересными, каждая минута должна быть продуктивной. Кстати, не бывает одинаковых уроков: дети задают разные вопросы, по-разному воспринимают материал, да и наука идет вперед, появляются новые учебники. Во-вторых – дополнительное образование, проще говоря, кружки. В-третьих, мы получаем большую поддержку от Центра образования «Сириус» и «Артека» – наши ребята часто ездят на профильные смены.
Как зажечь интерес у школьника к своему предмету? Надо самому гореть! А если тлеешь, как головешка, ничего не получится. Некоторые думают: «Вот сейчас разработаем стандарты, внедрим методики, обеспечим видео и прочий учебный материал – и всех научим оптимально преподавать, все дети будут отличниками». Не спорю – методики нужны, они повышают эффективность работы учителя. Но главное все-таки – эмоциональная окрашенность процесса обучения, любовь к предмету.
Мое отношение к дистанционному обучению – положительное, дистант помог нам в эпидемию ковида не останавливать процесс обучения. Это отличная поддержка не отстать от класса, когда ребенок болеет. Но это все-таки крайний вариант, в нормальной жизни обучение должно идти от человека к человеку.
Может ли искусственный интеллект, робот заменить учителя? Возможно, когда-нибудь, но это будет уже другая цивилизация, система очень разобщенных людей. Сила человека – в его взаимодействии с другими людьми.
Биология – это призвание. Как определить склонность ребенка к ней? Легко: ребенок постоянно возится с червячками-паучками, сверстники считают его чудаком. Из таких вырастают биологи-практики, хорошие ветеринары, например. Впрочем, есть и другое направление биологии – молекулярное, оно на стыке химии, математики и биологии. И тут уже нужно смотреть на аналитические способности ребенка.
В пятый класс нашего лицея детей приводят родители (в лицее обучение с 5 по 11 классы. – Прим. авт.). И это выбор, скорее, родителей. Ну хотят они, чтобы дети стали врачами. В лицее мы даем максимально широкую базу по естественно-научным предметам, чтобы не «обрезать» их возможности, если кто-то передумает сдавать химию и биологию. Но мой совет: если эти предметы не нужны для ЕГЭ, с 10 класса лучше выбирать лицей или гимназию по профилю.
Знания по биологии никогда не бывают лишними. Потому что это знания о себе любимом, о своем здоровье, о том, что тебя окружает.
Как понять, к чему склонен ваш ребенок? Мне нравится японский подход – наблюдайте, к чему он тянется. Профориентацией можно заниматься с раннего возраста при условии, что у ребенка есть возможность попробовать себя в разных сферах. Начинать можно даже с детского садика. В определенный момент поиски себя закончатся, и подросток четко осознает, кем хочет быть. Если после начальной школы понятно, что ребенок интересуется биологией, химией, можно смело идти в наш лицей. И продолжать искать себя.
В школе № 60, которая тоже входит в наш центр образования, мы создали медицинский класс, который тесно взаимодействует с Тульской областной клинической больницей. Ребята ходят туда на дни открытых дверей, смотрят, как работают врачи и медсестры, что делают в лабораториях. И это, я считаю, очень важно: не с экрана посмотреть на это всё, не рассказы слушать, а стать участником процесса.
Когда я только пришла работать в школу, мне отдали в ведение пришкольный участок. Сейчас это уже рудимент. И возрождать такую практику вряд ли возможно и нужно. Главный тут вопрос – зачем это делать? В советское время – понятно, все жили с огородов и дач. Мои бабушка и дедушка в Карамышевской школе с пришкольного участка кормили всю школу. Даже кроликов выращивали – а вы попробуйте сейчас разводить кроликов в школе! Да Роспотребнадзор быстро расскажет, куда вам идти вместе с кроликами.
У нас в школе № 60 разбит цветник. А в лицее пришкольный участок экологический. Он – необходимый участник процесса обучения: посмотреть, как гнездятся птички, какие насекомые живут на лужайке перед школой, как растут деревья и кустарники, пересаженные из леса.
На мой взгляд, внедрять или возрождать что-то в школе всегда нужно исходя из здравого смысла, задавая себе вопрос: «Зачем?» Тогда и эффективность работы будет выше.
Профессию учителя считают высокострессовой. Сейчас много говорят про выгорание. А для меня школьные уроки – это настоящий релакс. Я прихожу в класс и выкладываюсь полностью. И получаю такую отдачу, что хватает сил, энергии и вдохновения на всю прочую директорскую работу. Дети заряжают. Я люблю свою работу, люблю детей. Это главное в школе – не стены, не учебные пособия, а дети.
Учитель должен работать на ставку и получать максимальные повышающие коэффициенты к этой ставке. Чтобы зарплата была адекватная. Ну, неспроста определено 18 часов для учителя в неделю. Учитель, работающий на две ставки, не сможет дать детям то, что должен.
Каждый ребенок рождается на свет любознательным. В подростковом возрасте он переключается с познания в какие-то другие сферы. Процент детей, которые любят учиться, для которых учеба – важная составляющая жизни, всегда невысок. Задача педагогов – дать этим детям максимум. А для остальных нужно найти свою мотивацию учиться и развиваться.
Знаете, кто такие люди с точки зрения биологии? Наш вид сформирован на том, что мы не достигаем окончательной зрелости. Взрослое животное мало чем интересуется, кроме процесса размножения. Это и есть основная биологическая роль любого живого организма. А человеку интересно – что, как, почему? И этот интерес ко всему окружающему, детскую любознательность нужно в себе культивировать.
Убеждена: чтобы человек мог успешно что-то преподавать, он должен быть прежде всего личностью.
Я рада, что, наконец, ушло из нашего обихода и документации словосочетание «образовательная услуга».
В школе должно быть мало суеты, это место спокойных размышлений, спокойных занятий, интеллектуального общения. На мой взгляд, школа должна быть консервативным заведением. А у нас в системе образования все больше революций и экспериментов. Вот, к примеру, ЕГЭ. Да, когда вводили тестирование, мы сопротивлялись. Но потом обнаружили – это вполне рабочий инструмент. А теперь другие разговоры пошли: «ЕГЭ – это плохо, надо отменить…» Не надо метаться, давайте доведем все до ума. И механизм будет работать!
Школа – это слепок общества. Не поверите, но самая тяжелая часть работы учителя – с родителями. Учитель знает, как и чему надо учить детей, он получил специальное образование. Но ведь у нас каждый разбирается в педагогике! Считаю, активность родителей должна быть на этапе выбора школы для своего ребенка. А когда ребенок уже ходит в школу, главными в процессе обучения являются учителя.
Блиц-опрос
Ваше любимое место в Тульской области.
– Осетр, Дедиловские Выселки. Мы выезжаем туда ежегодно с 1992 года на полевую практику. Еще люблю Оку и Куликово поле. Туда мы выезжаем с детьми на соревнования по орнитологии «Золотой кулик». Так получается, что все любимые места связаны со школой.
Ваш жизненный девиз.
– Есть внутренний призыв – «Всегда вперед! Не останавливаться!». А мой муж считает, что я живу под девизом: «Ничто не слишком». На день рождения даже однажды картину подарил: я в образе Жанны Д’Арк на коне со штандартом и словами «Ничто не слишком».
Вы счастливый человек?
– Да, очень. И счастливым меня делает моя работа.