Найти тему
5,4K подписчиков

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

(27 января по новому стилю)

(27 января по новому стилю) По благочестивому преданию Иверия (Грузия) является уделом Пресвятой Богородицы.

По благочестивому преданию Иверия (Грузия) является уделом Пресвятой Богородицы. В Житии святой Нины святителя Димитрия Ростовского приводится, в частности, такой рассказ Стефана Святогорца.

После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо Его ученики вместе с Матерью Иисуса Марией пребывали в Сионской горнице и ожидали Утешителя, согласно с повелением Христа − не отлучаться из Иерусалима, но ждать обетования от Господа (Лк. 24, 49; Деян. 1, 4). Апостолы стали бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране проповедовать Евангелие. Пресвятая Дева тоже решила участвовать вместе с ними, и Ей по этому жребию досталась Иверийская земля.

Божия Матерь хотела тотчас же отправиться в Иверию. Но ангел Божий повелел не отлучатся до времени из Иерусалима и сообщил, что доставшийся Ей по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии.

Это предопределение Божие о просвещении Иверии исполнилось спустя три столетия, и исполнительницей его явилась по благословению Божией Матери святая равноапостольная Нина.

Святая Нина родилась в Каппадокии и была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха. В двенадцатилетнем возрасте Нина пришла со своими родителями в святой город Иерусалим. Здесь ее отец Завулон по соглашению со своей супругой и с благословения иерусалимского патриарха оставил мирскую жизнь, принял иночество и стал подвизаться в иорданской пустыне. О его подвижнической жизни каких-либо свидетельств не сохранилось. Мать святой отроковицы, Сусанна, была поставлена при храме Гроба Господня в диакониссы, чтобы служить нищим и больным женщинам; Нина же была отдана на воспитание одной благочестивой старице Нианфоре.

Однажды Нианфора поведала своей воспитаннице о стране, называемой Иверия, что именно туда был отнесен хитон Христов, который достался воину по жребию при распятии Христа (Ин. 19, 24). Жители этой страны не знают истинного Бога и поклоняются бездушным идолам. Слова блаженной старицы глубоко тронули Нину, и она стала молиться Божией Матери, чтобы Та благословила ее идти в Грузию проповедовать там Евангелие и обрести хитон Господень. Эта молитва была угодна Пресвятой Богородице. Она явилась Нине в сонном видении и сказала: "Иди в страну Иверийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, и обретешь Его благоволение, а Я буду твоей Покровительницей и Помощницей". "Но как я смогу совершить столь великое служение?" — спросила смиренная Нина. "Возьми этот крест,— ответила Богородица. — Он будет для тебя щитом и оградой от всех видимых и невидимых врагов".

И действительно, Нина, проснувшись, увидела у себя в руках крест, сплетенный из виноградных лоз, и стала его целовать, плача и радуясь. Потом она обвязала его своими волосами и отправилась в далекую Грузию проповедовать святое Евангелие.

Испытав по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх перед зверями, Нина, наконец, достигла древней столицы Грузии — Мцхета. В то время язычники совершали праздник в честь идола Армаза и приносили ему жертвы. Святая начала пламенно молиться о том, чтобы Господь просветил заблуждавшийся народ. Вдруг среди ясного дня блеснула молния, раздался страшный удар грома и идол разрушился.

По ее молитвам Господь сокрушил множество и других идолов, так что люди стали говорить: "Есть, наверное, другой Бог, больший и сильнейший наших богов, ибо Он уничтожил их. Уж не христианский ли это Бог, про Которого говорят, что Он — Бог над всеми богами?"

Поселившись у одной благочестивой женщины в царских виноградниках, Нина начала вести строгую подвижническую жизнь, так что сделалась известной.

Видя многие чудеса и исцеления, совершаемые святой подвижницей, люди стали постепенно прислушиваться к ее учению и веровать в Иисуса Христа. Грузинская царица Нана поначалу противилась этому благовестию, но Бог поразил ее тяжелой, неизлечимой болезнью, и, умирая, она, по совету своих приближенных, все же решила обратиться к Нине за помощью. Святая помолилась о царице, осенила ее чудотворным крестом, и Нана встала совершенно здоровой. Тогда прежняя гонительница Христа уверовала в Него и стала открыто проповедовать Сына Божия перед царем и народом.

Царь же Мириан еще некоторое время упорствовал в своем неверии, но Господь и его призвал ко спасению. Мириан внезапно ослеп от молнии во время охоты. Он стал молиться о помощи своим ложным богам, но они не помогли ему. Тогда царь почувствовал над собой карающую руку Живого Бога и воскликнул: "Боже Нины! Возврати мне зрение, и я исповедую и прославлю имя Твое!"

Он тотчас прозрел и, воздев к небу руки, со слезами сказал: "Боже, Которого проповедует раба Твоя Нина! Ты один поистине Бог над всеми богами. Вот ныне я вижу Твою великую благость ко мне, и мое сердце чувствует отраду, утешение и близость Твою. Боже благословенный! Я воздвигну на этом месте крест, чтобы на вечные времена было памятно знамение, мне ныне Тобою явленное!" Это было на горе Тхоти, где доныне стоит церковь, обещанная и построенная Мирианом.

Обретя столь чудесным образом веру во Христа, Мириан немедленно отправил послов в Византию к равноапостольному царю Константину с просьбой прислать в Грузию епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его истинной вере и освятить Божии храмы.

Вскоре вместе с царем крестились и его подданные.

Затем святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедовала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое крещение. Оттуда она прошла в Кахетию и поселилась в селении Бодби, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она тоже обратила ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Незадолго до своей кончины святая получила извещение об этом от ангела. К ней пришли царь Мириан с придворными, епископ со всем духовенством и великое множество народа. Все они плакали; больные старались дотронуться до постели отходящей святой, чтобы получить исцеление.

Благоговейно приобщившись Святых Таин, она завещала, чтобы ее тело погребли в той же убогой палатке, в которой она жила, и мирно отошла ко Господу. Святая скончалась в 335 г.

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. Здесь в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) построил и освятил храм во имя сродника святой Нины, великомученика Георгия; позднее на этом месте был основан женский монастырь во имя великой подвижницы. Ее мощи, сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами.

Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила праздновать ее память 14 января по юлианскому календарю, в день ее блаженной кончины.

В Тифлисском Сионском кафедральном соборе хранится врученный св. Нине Пресвятой Богородицей крест из виноградных лоз.

Святая Нина открыла место, где хранилась риза Господня. О сей ризе имелось такое предание. Один еврей по имени Элиоз, живший в Грузии и благоговевший к учению и чудесам Иисуса Христа, будучи в Иудее, купил у воина-распинателя доставшийся ему по жребию хитон. Когда он возвратился домой, то встретившая его родная сестра по имени Сидония, взяв у него хитон, прижала к груди и тотчас умерла. Никакая человеческая сила не могла вырвать из объятий Сидонии хитон, так что похоронили ее вместе с драгоценной святыней в царском саду. Над могилой Сидонии вырос огромный кедр. Правнук Элиоза Авиафар открыл, что под этим кедром была скрыта риза Господня. Святая Нина любила здесь молиться и видела разные таинственные видения. Она просила царя Мириана на том месте, где рос кедр, построить церковь. Мцхетская соборная церковь является одним из первых храмов на грузинской земле. Впоследствии риза Господня была вынута из могилы и в драгоценном ковчеге хранилась в этой церкви. В 1619 г. персидский шах Аббас, опустошивший Грузию, похитил святую ризу и в 1625 г. прислал ее в Москву в дар царю Михаилу Феодоровичу, и она хранилась в Московском Успенском соборе.

По сведениям сотрудников музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находился и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов.

В ноябре 2007 г. президент РФ В.В. Путин вернул Церкви ковчег с Ризой Господней.

В Российской Церкви со времени служения святейшего патриарха Филарета – отца первого русского царя из рода Романовых Михаила Федоровича − был установлен праздник положения честной ризы (хитона) Господа нашего Иисуса Христа в Москве, который отмечается 23 июля по новому стилю.

Дорогие братья и сестры!

Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.

Помогай нам всем Бог!