Найти тему

Мы говорим «демография», подразумеваем...

Несмотря на подходящее образование (журфак), никогда не писал на регулярной основе. Меня кормит другая профессия, не связанная с генерацией знаков с пробелами. Начав же более-менее последовательно излагать досужие соображения о стране, мире, человечестве, глобальных смыслах и совершенно справедливые реплики «да что ж вы творите, дураки, вот как надо», столкнулся с непониманием и даже насмешками. Это сначала провоцирует на многословные оправдания, затем расхолаживает, мол, да что тут говорить, плюнуть и забыть. А затем заставляет подумать еще раз, и еще раз, в надежде отточить аргументы до сияющего и смертельно разящего блеска.

Избранная мною тема – демография – вовсе не занимает все мои мысли. Ей-богу, это было бы явным признаком психического нездоровья. В самом деле, какое мне дело до размножения окружающих меня людей? Вопрос глубоко интимный!

Демография, а точнее, депопуляция, а еще точнее вымирание – всего лишь маркер накопленных ментальных ошибок в обществе. Отчего мы, как народ, вдруг решили самоубиться? Ну нехорошо же! Так что мои попытки осмыслить одну из граней общественного здоровья – это всего лишь боль патриота, а не стремление маньяка обрюхатить полстраны. Простите, если создалось такое впечатление.

Так что если развивать эту весьма специфическую тему – демографию, то можно без стыков перейти к обсуждению программ освоения космоса, например. Или к нюансам энергетики будущего – чего в ней больше, атома или ветра? Или старых добрых дров? А будут ли вообще нужны люди, если все смогут делать роботы? Огромный пласт технологических тем, прямо затрагивающих интимный вопрос «а готов(а) ли я рискнуть и завести детей в бешено и непредсказуемо меняющемся мире?».

От демографии легко перейти к вопросам культуры: в безнадежном ли она тупике или есть здоровые, крепкие побеги на этом древе? Каков образ будущего в современной культуре? Верить ли фантастике, в пугающих подробностях описывающей вероятный сценарий. Как например, в книге «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Это ведь футуристический трактат о демографии, если вы не знали.

Непосредственно к демографии примыкают и вопросы религии. Всякая вера регулирует бытовые вопросы, касающиеся семьи, детей, взаимоотношения полов и поколений. Невольно задумаешься, так ли полезен массам вульгарный атеизм?

Кроме того, семейное право – то ли сладкая, то ли жирная (но явно вредная) тема для юристов. Легкомысленными замечаниями благополучного человека легко вызвать волну ярости со стороны людей, травмированных горьким личным опытом. Алименты, разводы, дележ детей и имущества, сироты и «прицепы» – настоящее минное поле. И это тоже про демографию.

Кстати, о минных полях. Войны тоже имеют свою демографическую цену. Как в виде безвозвратных потерь молодых парней, которые не успели завести семью и просто полегли на полях сражений, так и в измененной версии будущего – мы, русские, взорвали мировой порядок. С благими целями, но кто наверняка скажет, куда это в конце концов приведет?

Так что, подводя итог, могу сказать, что буквально все возможные темы – от геополитики до обзора компьютерных игр – имеют грань: а как это аукнется в будущем, как скажется на детях? А нужны ли дети, если все идет вот так, как идет? Из мирной беседы о бюджете легко вывернуть на демографическую пирамиду, а дискуссию в школьном чате о поделках к празднику и сдаче денег на шторы можно свести к призывам свержения государственного строя.

В конце концов, если не рассуждать о гармоничном обществе, не делать хоть что-то в этом направлении, начав с себя, то что будет с нами завтра? Помни, никто не спустит указ о немедленном и поголовном внедрении счастья, за неисполнение которого расстрел. Сами, все сами.