С ростом цен буквально на все автовладельцы резко ощутили, как дороги им машины. Но, правда, бить их от этого не перестали. Неприятные инциденты на парковках, случайные встречи на светофорах по-прежнему происходят, и без ОСАГО не обойтись. Правда, возникла проблема: фактически стало невозможно заказать именно ремонт – только возместить деньгами. В причинах такой ситуации разбирались с руководителем юридического отдела одной из страховых организаций Ижевска.
Лучше деньгами
Полис ОСАГО должен быть оформлен на каждый автомобиль. Он оберегает владельца от неприятных трат. Если водитель станет виновником ДТП, страховая покроет ремонт машины пострадавшего в сумме до 400 тысяч рублей. Со страховой в таком случае общается уже тот, кого признали потерпевшим в аварии. И у этого человека есть выбор. Первый вариант: взять деньгами, когда эксперт страховой компании оценивает ущерб и назначает сумму выплаты, но ремонт вы делаете сами в любой станции технического обслуживания (СТО – прим. ред.). Второй вариант: передать разбитое авто для ремонта на СТО по направлению страховой компании.
Так было раньше. Сейчас ситуация складывается следующая: сдать авто на ремонт практически невозможно. Загвоздка в сроке. По закону ремонт не может быть больше 30 рабочих дней. И даже при большом желании страховые компании и станции ремонта не могут изменить условия своих договоров. Но сейчас эти сроки стали нереальными. Запчасти не приходят вовремя. Поэтому чтобы избежать претензий и судебных разбирательств, СТОшки просто не берут машины на ремонт по ОСАГО. И это становится проблемой страховой компании.
«Если страховая компания в добровольном порядке требования пострадавшего не удовлетворяет, то по закону он может обратиться в суд. В судебном порядке он обращается как потребитель услуг. Соответственно, суд в этом случае взыскивает со страховой компании основную сумму ущерба, пени и штраф», – пояснила юрист страховой компании.
В общем, менеджеры страховых должны проявлять дипломатичность и договариваться с автовладельцами все же на альтернативный вариант «взять деньгами». Хотя самой страховой это экономически невыгодно, но споры с клиентами из-за сорванных сроков еще хуже.
«Некоторые не соглашаются и даже возвращают деньги. Мы им перечисляем, а они обратно нам. Настаивают именно на ремонте», – рассказал эксперт.
Патовое положение в общем-то. Страховые не в состоянии выдержать сроки, не имеют права надавить на СТО. А для клиента, который настаивает именно на ремонте, нет другого выхода, кроме как идти в суд. И человек жертвует своим временем, нервами, он ездит на побитом автомобиле или вовсе не может им пользоваться, а еще зачастую оплачивает услуги юриста и ждет, ждет, ждет решения по своему делу. Да, вероятнее всего, суд примет сторону клиента, но осадочек останется.
Спорные вопросы
Компенсация ущерба из-за ДТП деньгами за последний год тоже стала непростой процедурой. Раньше при расчете суммы всегда учитывалась амортизация автомобиля. За одинаково помятый бампер хозяин новой машины получит больше денег, чем владелец авто с большим пробегом. В марте 2022-го Верховный суд России решил, что теперь каждый получает максимальную сумму без учета износа. Картинка поменялась. Но ненадолго. До конца того же года тот же суд вернул старые правила и снова их отменил.
От такой чехарды давление скакало и у страховщиков, и у водителей. Пошла волна обращений в суд. Какой-то устоявшейся практики при таком положении дел, понятно, нет. Судебные процессы затягиваются иногда на 7 месяцев.
В итоге страховые платят, как и раньше: учитывая износ. Но суд в зависимости от ситуации может присудить выплаты и по верхней планке, то есть без учета амортизации автомобиля.
Еще одним камнем преткновения между страховыми и автовладельцами стала оценка ущерба из-за ДТП при выплате деньгами. Чтобы определить сумму, эксперт страховой должен осмотреть машину и зафиксировать все детали, которые нужно восстановить или заменить на новые. И – внимание! – раньше после осмотра он просто открывал специальный утвержденный справочник и выписывал оттуда все цифры. Теперь это не работает. После резкого скачка весной прошлого года стоимость автозапчастей существенно выросла. В итоге эксперты узнают текущие цены по своим источникам. Разумеется, они могут отличаться в разных сервисах. То есть по справочнику получается, например, 20 тысяч, а по факту – все 40. А при таком раскладе до споров и судов – один шаг.
Статистика
По данным Российского союза автостраховщиков, владельцы машин в нашей стране и прежде, и сейчас чаще всего выбирают компенсацию ущерба по ОСАГО деньгами. По итогам 2022 года страховые компании выплатили своим клиентам на 14 % больше, чем в предыдущем. А договоров заключили меньше. Это связано с тем, что продажи автомобилей упали.
Читайте также:
Дождались: какие здания реконструируют в Ижевске в 2023 году
Экс-вице-премьер Удмуртии возглавил торгпредство России в Индонезии