Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Портрет абажура в интерьере - уют 50-х

О, абажур, ты был символом семейного уюта!

Представим тот быт - благополучную повседневность, воспетую книгами, фотографиями, кино...

В кругу света, что падал вниз, за семейным столом на толстой слоновой ноге собирались все - бабушка пришивала пуговицы, дед решал кроссворд в "Огоньке", внук Серёжка пыхтел над математикой, сын, Серёжкин папа, сражался с сопроматом, а Серёжкина мама - с курсом органической химии... Здесь мама накрывала чай, и на круглом блюде исходил паром круглый дрожжевой пирог с повидлом в сеточке из тонких полосок теста... Иногда прибегали дочкины подружки, хихикали, расстилали на столе лист ватмана и возились с отрядной стенгазетой. А что делать, если часто в единственной комнате стол был центром квартиры - и мироздания!

Фото О. Конорринга "Огонек", 1952 №03
Фото О. Конорринга "Огонек", 1952 №03

О, абажур, свет и тень домашнего мира!

Не удивительно, что в журналах "Огонька" фотографии нового образцового советского быта (конечно, постановочные!) часто включают абажуры как символы уюта и зажиточности! Под фотографией выше мы читаем:

"Успешно закончили сельскохозяйственный год колхозники артели "Лучи" Красногорского района Московской области. На квартире заведующего товарно-молочной фермой, Героя Социалистического труда Василия Алексеевича Сорокина (в центре) собрались гости-односельчане".

Абажур с кистями вознесен высоко, почти вровень с узнаваемой фотографией Сталина...

А вот под абажуром собралась посмотреть телевизор многодетная семья Горюшкиных:

"Работница", 1953, №8
"Работница", 1953, №8

Семья вальцовщика трубопрокатного стана Днепропетровского металлургического завода имени Карла Либкнехта получила новую квартиру - посмотрите, в интерьере всё, что однозначно одобряется в начале 50-х - диван с валиками и зеркалом, фикус, и наш герой - абажур.

Фото М. Озерского. "Работница", 1953 №8
Фото М. Озерского. "Работница", 1953 №8

Потом-то абажур вдруг станет символом мещанства, плюшевого уюта, когда "моя хата - с краю" и обретет спутников - мраморных слонов и гипсовых котов-копилок. И всё же... Всё же абажур останется для нас символом прошлого - тёплого, семейного, уютного.

Абажуры были самых разных конфигураций.

Вот абажур образца 1935 года - в рубрике журнала "Работница" "Как украсить жилище" мы читаем очень интересные советы - позже подобных уже не встречается:

Советы по хозяйству."Работница", 1935 №36
Советы по хозяйству."Работница", 1935 №36
"Самое удобное и полезное освещение - висячая лампа, опущенная над столом на высоту одного метра. Чтобы свет от раскаленных волосков лампочки не резал глаза, нужно загородить его снизу тимпаном - кружком, обтянутым снизу белой материей, шёлком или батистом".

Вот этот кружок внизу - тимпан и есть. Если за столом только обедают и пьют чай, то тимпан может быть с неярким рисунком, а если ещё и работают - тимпан нужен только белый! В спальне же хорош светло-голубой тимпан- утверждает "Работница".

Такое приспособление можно было купить в хозяйственных и ламповых магазинах, в универмагах или же сделать самим - аккуратно обтянув материей картонный кружок или проволочное кольцо.

Абажуры делали из металла, стекла, бумаги, пластмассы, ткани. Были абажуры промышленного производства - и кустарные.

"Операция Ы". Скриншот.
"Операция Ы". Скриншот.

Что касается цвета абажура, то выбирать его надо вдумчиво:

"Не следует делать абажуры из материала красного или тёмно-синего цвета. Красный цвет вреден для зрения. Синий придаёт лицам неприятный мертвенный вид. Лучше всего неяркий зеленый цвет, бледно-голубой или желтый. Ярко-оранжевые абажуры красивы, но тоже утомительны для глаз".

Лампочки для абажуров рекомендовались мощностью 15-40 ватт, лучше матовые. Лампы мощностью более 60 ватт категорически запрещалось вворачивать в лампы с тканевыми и бумажными абажурами. Ну и, конечно, требовалось следить за тем, чтобы ткань или бумага абажура достаточно отстояла от лампы, чтобы избежать возгорания.

Абажур непременно должен был полностью скрывать лампу! Абажур для столовой часто был глубоким - на 1-3 лампы.

Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, Государственное научное издательство "Большая советская энциклопедия"М., 1959, Т.1
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, Государственное научное издательство "Большая советская энциклопедия"М., 1959, Т.1

Абажуры, конечно, понимаются широко - как любой колпак из металла, стекла, ткани, пластмассы, бумаги, надеваемый на лампу для защиты от яркого света - и для украшения жилища. На рисунке выше вы видите абажуры для светильников самого разного назначения - и многие такие узнаваемые!

Каких только конфигураций абажуров не было! "Торговый словарь" представляет довольно причудливые экземпляры!

Торговый словарь. Торгиздат, 1956-1961 https://img-fotki.yandex.ru/get/6431/97833783.112/0_945bd_708b2d8_XXXL.jpg
Торговый словарь. Торгиздат, 1956-1961 https://img-fotki.yandex.ru/get/6431/97833783.112/0_945bd_708b2d8_XXXL.jpg

Кисти - длинные, льющиеся - непременный атрибут абажуров, произведенных промышленностью. На следующей фотографии виден только фрагмент абажура, - очень красивого, с длинными кистями, и он как раз висит низко, как рекомендовала "Работница"1935 года. Интересно, как в квартире используются два источника света - для разных нужд. Это фотография 1946 года:

Фото Г. Санько. "Пионер", 1946, №4
Фото Г. Санько. "Пионер", 1946, №4

"Люда Захарченко и её мама - большие друзья. Люда часто советуется со своей мамой о своих школьных делах и любит бывать с ней вдвоем. В свободное от занятий время она часто садится за пианино и просит маму слушать её игру и поправлять в трудных местах. На снимке: Люда Захарченко - ученица 3 класса одной из московских школ со своей маой Зинаидой Евгеньевной".

Эффектный абажур-торшер на следующей фотографии - впрочем, здесь, как и на других фотографиях, масса и других интересных деталей:

"Деда! Неверно поёшь!" Народный артист СССР С. Паторжинский с внучкой Наташей. "Огонек", 1954, №19
"Деда! Неверно поёшь!" Народный артист СССР С. Паторжинский с внучкой Наташей. "Огонек", 1954, №19

Летом абажур рекомендовалось закрывать либо папиросной бумагой, либо марлей - пыль, мухи, а уход за абажуром не так прост!

За абажуром ухаживать надо было с умом - вот что советует книга "Подруга" - универсальных справочник-советник, выпущенный для девушек-подростков в 1959 году издательством"Молодая Гвардия":

Раз в год или полтора абажур из ткани можно помыть, если есть уверенность, что он не полиняет. Для этого его снимают, очищают от пыли щёткой, ставят в большой таз или корыто, в котором предварительно в чуть тёплой воде взбивают мыльную пену.
Нежесткой щеткой протирают этой пеной абажур, а затем обливают его два-три раза чистой тепловатой водой. Когда он просохнет, нашитые на каркас оборки проглаживают.

А в промежутках между "купанием" абажура его следовало чистить пылесосом (по советам "Краткой энциклопедии домашнего хозяйства"), смахивать пыль мягкой щёткой или веником из перьев.

Ну а если есть возможность - можно было просто отдать абажур в химчистку!

Всем тепла и семейного уюта!

Остаюсь, как всегда, искренне ваша, Умная Эльза!