Компанию «Эфко» вы точно знаете по майонезу и подсолнечному маслу «Слобода», она давно и прочно заняла свое место на российском пищевом рынке. Но, в отличие от многих крупных игроков, не стала почивать на лаврах и открыла новое для себя направление — растительного мяса. Рассказываем, как руководство «Эфко» каждый четверг плевалось от очередной неудачной пробной котлеты и что заставляет ее верить в будущее противоречивого продукта.
Страх остаться позади
«Эфко» — одно из крупнейших пищевых предприятий России, основанное в 1994 году инженером Валерием Кустовым. Тогда Кустов, заместитель главного инженера электронного завода «Девиз», объединил усилия с младшими компаньонами и выкупил эфирный завод в родном городе Алексеевка Белгородской области. Несколько лет ушло на то, чтобы перестроить производство косметики и парфюмерии на выпуск подсолнечного масла, запуск новой линии майонезов и строительство сбытовой сети.
При этом главную проблему — низкой производительности труда земледельцев, у которых «Эфко» закупала семена подсолнечника, — Кустову решить не удавалось очень долго. Тогда он собрал группу московских специалистов под руководством доктора психологических наук, профессора Николая Конюхова, которая несколько месяцев ходила от избы к избе с опросниками и выясняла характерологические особенности и моральные ценности бывших крестьян. По итогам этой работы Кустов пришел к выводу: единственное, что имело значение для работников, — это не деньги или комфортные условия труда, а мнение общины. И предложил им новую модель отношений: теперь каждый земледелец получал от «Эфко» только две трети арендной платы за свой земельный надел, еще треть шла в потребительское общество, созданное при каждом хозяйстве. Жители деревни сами распределяли эти деньги — на ремонт дорог и мостов, на доплату учителям, на премии лучшим работникам. Схема сработала: воровать стали меньше, производительность выросла.
Этим нетрадиционные менеджерские методы Кустова не ограничились: он сделал Николая Конюхова своей правой рукой (в компании его называли просто «профессор»), укомплектовал службу персонала «Эфко» специалистами по психокоррекции и психофизиологии. Каждый потенциальный работник «Эфко», помимо собеседования, проходил тестирование на детекторе лжи и энцефалографе, а также тест на соответствие моральным принципам компании. Человек, желающий продвинуться по служебной лестнице, на месяц отправлялся в специальный лагерь «Лиман». Жизнь там протекала по-военному: отбой — в 22:00, подъем — в 6:00, каждый день был посвящен лекциям по психологии и гуманитарным предметам, визитам в корпоративный музей скифской культуры, который представляет собой традиционный скифский курган с погребальной камерой. За это Forbes включил Кустова в рейтинг «самых необычных российских бизнесменов — сумасбродов, чудаков и эксцентриков».
Тем не менее экзотические методы давали плоды: в 2001 году объем продаж «Эфко» составлял $92 млн, через пять лет — уже $280 млн в год. В 2005 году 25% компании купил крупнейший в мире производитель растительного масла, американская корпорация Bunge. Компании изначально планировали полностью объединить активы, но через шесть лет акции снова вернулись к «Эфко».
В 2019 году «Эфко» запустила собственный венчурный фонд Fuel For Growth, который инвестирует в развитие новых пищевых технологий (в феврале 2022 года фонд релоцировался в ОАЭ). Сейчас компания является крупнейшим масложировым холдингом на рынке ЕврАзЭс, входит в число системообразующих предприятий пищепрома, выпускает 2,5 млн т продукции в год на 16 заводах в России и Казахстане, экспортирует ее в 50 стран и занимает 72 сточку в рейтинге Forbes «200 крупнейших частных компаний России».
По данным СПАРК, 95% активов компании контролирует кипрская EFKO FOODS PLC. По словам Валерия Кустова, 28% акций «Эфко» владеет он сам, остальные в неравных пропорциях разделены между сотрудниками компании. «У нас нет акционеров, не работающих в „Эфко“. Если устал, продаешь компании акции и идешь отдыхать», — говорил бизнесмен.
Растительное мясо в России
Рынок растительного мяса в России стал активно развиваться в 2019 году, когда в ресторанах White Rabbit Family появились первые растительные бургеры Beyond Meat. В тот же год альтернативное мясо бренда начала продавать российская «Азбука вкуса».
В 2020 году Deloitte оценил объем рынка альтернативного мяса в России в 2,6 млрд руб. С тех пор популярность продукта в России только растет: согласно исследованию Nielsen, с 2020 по 2021 год продажи выросли на 323% в магазинах у дома и на 83% в онлайн-магазинах. По данным Ozon, предоставленных Inc., за 11 месяцев 2022 года штучные продажи растительных мясных продуктов выросли более чем в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это в основном котлеты, наггетсы, стрипсы, фрикадельки, сосиски и колбасы. Ассортимент этих продуктов постоянно расширяется, в том числе за счет отечественных брендов. Среди них — Greenwise, Hi! («Эфко»), «Немясо» («Наро-Фоминский мясокомбинат»), Welldone.
В сентябре 2022 года производство растительного мяса также запустила сеть супермаркетов «Азбука вкуса» — это первая такая инициатива среди ретейлеров. По оценке основателя Greenwise Артема Пономарева, сегодня растительными альтернативами в России занимаются около 50 компаний.
Возвращаясь к «Эфко»...
История превращения «Эфко» из тяжеловеса масложировой промышленности в стартапера на фудтех-рынке началась в 2018 году. Именно тогда руководство компании в одном из дайджестов про инновации наткнулось на историю американского проекта С16 Biosciences, который разработал технологию производства пальмового масла из микроорганизмов. Раньше пальмовое масло можно было получить только путем вырубки тропических лесов — это серьезно вредит экосистеме Земли. Теперь же его аналог научились получать в лабораториях на биологическом материале. Менеджеры «Эфко» даже попросили группу российских ученых проверить, действительно ли технология возможна, и те подтвердили: 5% из 1,5 тыс. существующих видов дрожжей могут вместе с белками продуцировать жиры. Это заключение было подобно холодному душу, вспоминает член совета директоров «Эфко» Сергей Иванов: он и его коллеги были уверены, что в пищевую промышленность уже никакие новые технологии не придут.
По словам Иванова, компания «Эфко» поняла, что может повторить путь Nokia, упустившей инновации на рынке смартфонов, и решила активно инвестировать в разработку новых продуктов. Сначала хотели купить уже существующий российский стартап, но от этой идеи быстро отказались. «В нашей сфере 98% стартапов ездят по ушам. Мы пытались искать, но ничего живого не нашли. Поэтому решили развиваться самостоятельно», — говорит Иванов. У «Эфко» уже существовал свой R& D-центр, в котором, например, разрабатывалась рецептура йогуртов. Иванов с командой решили использовать его и начать партнерство с государственными НИИ. «Инновации можно строить на креативе и переустройстве социально-экономических отношений, а можно — на глубинных предметных знаниях. В нашем деле креатив не работает, только фундаментальная наука», — объясняет он.
Компания выделила несколько технологических направлений: растительные альтернативы мяса и молока; сладкие белки — белковая альтернатива сахара, которая дает надежду решить проблему сахарного диабета в мире; клеточное питание — возможность через пищу точечно влиять на здоровье человека, восполняя нехватку конкретных элементов; синтез жиров из микроорганизмов (то, что делают в С16 Biosciences).
Разработка растительного мяса «Эфко» началась в 2019 году. Ею занимались две независимые команды: одна в научно-исследовательском центре «Эфко» в Алексеевке, вторая — в НИИ при Воронежском государственном университете инженерных технологий. «Растительное мясо с точки зрения инноваций не самая сложная технология. Фактически это поиск максимально точного соотношения разных ингредиентов, формирование фарша и вкус. Инновационная рента в растительном мясе лежит в ароматике, вкусе и белке», — рассказывает Иванов. Тем не менее вывести идеальное сочетание всех этих элементов оказалось не так просто. Каждый четверг руководство «Эфко» пробовало котлеты из растительного мяса.
Добиться оптимальных текстуры, вкуса и запаха удалось к осени 2020 года.
О том, как компания занималась дистрибуцией получившегося продукта и выходила с ним на Ближний Восток, читайте в продолжении материала на сайте.