Несмотря на популярность удаленки, часть компаний продолжают нанимать сотрудников в офис. Возвращаются времена совместных обеденных перерывов, small talk’ов у кофемашины, а может и обсуждение последних сплетен.
Но как быть, когда простая вежливость и приятельские отношения между коллегами перерастают в романтические? Мы с командой кадрового IT агентства RecruitIT решили разобраться, уместны ли служебные романы и что делать, если вы уже влюбились.
Больше актуальной аналитики и новостей о рынке труда и карьере – в нашем телеграм канале.
А в чем собственно проблема?
Ну, подумаешь, в какой-то компании встретились двое влюбленных, бывает. На деле, история служебных романов имеет внушительный охват. В 2020 году SHRM (The Society for Human Resource Management), крупнейшая в мире организация по управлению персоналом, провела исследование, опросив почти 700 работников. Оказалось, что 41% опрошенных получали приглашения на свидание от коллеги, а более четверти сотрудников заявили, что у них есть «рабочий супруг». Каждый второй признался, что испытывает на работе романтические чувства. При этом, 27 % опрошенных состояли в романтических отношениях со своими коллегами, из них 25 % — с руководителем.
Некоторые крупные корпорации негативно относятся к парам начальник-подчиненный и устанавливает корпоративные правила, запрещающие романтические отношения. Так, в 2019 году руководство компании McDonald's уволило своего исполнительного директора Стива Истербрука за романтические отношения с одной из сотрудниц (правда, позже выяснилось о еще минимум 3 романах топ-менеджера). В 2018 году в отставку отправили гендиректора корпорации Intel Брайана Кржанича. При этом, совет директоров проголосовал за увольнение, несмотря на то, что отношения закончились некоторое время назад.
На какой закон опирались компании, спросите вы? Такие корпорации, как МакДональдс, Интел, Фейсбук* (где, к слову, пригласить на свидание коллегу можно только раз, а в случае отказа смириться с friend зоной) опираются на этические кодексы и корпоративные правила. В России, согласно ТК РФ каждый живущий в стране имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Но это не мешает руководству найти формальную причину для увольнения, если роман влияет на бизнес процессы.
«У моей коллеги закрутился роман с нашим начальником. Сейчас они женаты, но это стоило ей карьеры.» – делится Анна, специалист тех.поддержки, которой команда RecruitIT помогла устроиться в крупный сервис онлайн объявлений. «Руководство компании на очередной финансовой проверке обнаружило, что коллега не справляется с KPI, а бонусы получает, как за стопроцентное выполнение. Ее уволили, а начальник получил штрафное предупреждение. Не знаю, стоило ли это того, но судя по ее рассказам они счастливы, а это главное.»
Причин, почему компании против отношений на работе множество. Отношения могут не только отвлекать влюбленных, но и создавать напряженность во всем коллективе. Велика вероятность, что других такой расклад смутит – начальника будут упрекать в предвзятости, а на подчиненного смотреть косо. Под вопросом будут стоять любые решения руководителя, направленные на его вторую половинку, будь то премия, повышение или выговор. Как хорошее, так и плохое отношение будут считать предвзятым.
Отделять личное отношение от общих интересов и того, что будет лучше для компании – сложная задача. Сложности у пары начальник-подчиненный будут и на этапе расставания: весь негатив из личной жизни не должен перейти в офис. Еще более сложно работать с бывшими – и скорее всего кому-то придется уйти с должности из-за напряженности.
Другой риск прячется в коммерческой тайне. Работодатель боится, что работник разгласит второй половинке конфиденциальную информацию, которой обладает. А отследить это будет очень сложно. Такие истории действительно случались: карьера генерала американской армии Дэвида Петреуса, который руководил войсками в Ираке и Афганистане и возглавлял ЦРУ, рухнула в 2012 году из-за романтической связи на работе. Мужчина позднее рассказал, что он дал своей любовнице Поле Бродвелл доступ к электронной почте в ЦРУ и другой секретной информации.
Иногда, чтобы избежать проблем, компании запрещают отношения между сотрудниками одного отдела, но лояльны к другим отношениям на работе. Если вы напрямую не подчиняетесь своему партнеру и только пересекаетесь в офисе – оснований волноваться меньше. Даже в случае ссоры она не отразится на вашей работе так уж сильно.
Как быть если я уже в отношениях?
Вы дочитали до этого момента, понимаете, сколько проблем могут доставить отношения на работе, но уже слишком поздно – вы с коллегой встречаетесь. Кстати, интересный факт – почти половина россиян поддержали бы вас в идее завести роман на работе! Такой вывод следует из результатов исследования сервиса «Работа.ру», в котором приняло участие более 13 тыс. жителей всех регионов страны.
Разберемся, как же сохранить и отношения, и карьеру. Вот несколько советов, которые помогут избежать проблем.
Всему свое место.
На работе старайтесь придерживаться более или менее формального стиля общения, в зависимости от компании – приятельского. Обойдитесь без объятий в офисе – это нарушает общую атмосферу работы, да и не всем будет приятно наблюдать такое взаимодействие.
Поработайте над взаимосвязями.
Оцените, насколько отношения влияют на вашу профессиональную деятельность: зависит ли ваше продвижение от партнера, есть ли у вас общие проекты, как будет складываться работа при ссоре или расставании. Если вы с партнером работаете над несколькими общими проектами, либо один из вас выше по должности – подумайте, можете ли вы перейти работать в другой отдел компании, либо работать так, чтобы минимально зависеть друг от друга.
Думайте о последствиях своих действий.
Если ваша половинка по должности ниже, а вы – руководитель, сохраняйте профессионализм и не давайте места личному отношению в вопросах кадровых перестановок.
Не отрицайте.
Важно быть честными как с начальством, так и с коллективом – все зависит от того, какой политики придерживается компания, где вы работаете, относительно любовных отношений на работе. Точно не стоит врать и отрицать факт отношений. Это не значит, что о них обязательно нужно сообщать или вести себя как-то особенно. Но на прямой вопрос от руководителя лучше сказать правду, так вы покажете, что вам нечего скрывать и вы не намерены использовать личные отношения для продвижения на работе.
Примите помощь.
Начальство, которое будет понимать реальное положение дел, сможет помочь вам наилучшим образом наладить баланс любви и работы – например переведет в другой отдел, даст разные проекты, чтобы вы могли продолжать работать независимо друг от друга.
Служебные романы несут много рисков как для пары, так и для работодателя. Несмотря на это, мы в RecruitIT считаем, что невозможно заблокировать свои чувства. Мы проводим на работе большую часть времени и не удивительно, что именно тут мы находим пару. Да и как тут устоять от предложения сходить на свидание, когда знаешь, что Мелинда Гейтс, прежде чем стать женой Билла Гейтса, несколько лет работала в его компании :)
Успешные служебные (или учебные) романы – зачастую крепкие и длительные союзы. На работе мы видим, каков человек в деле, ответственный ли он, выдерживает ли критику, как ведет себя в стрессовых обстоятельствах. На работе сложно притворяться, ведь тогда нужно 24/7 соблюдать некий образ, в то время как на свиданиях люди часто стараются и предстают не совсем такими, какие они на самом деле. Тем, кто находится в поиске, не стоит пренебрегать романтикой на работе, главное соблюдать наши советы и уметь разделять работу и любовь. В конце концов можно сменить место работы, а инвестицию в семью унести с собой, – выбирайте, что из этого для вас в приоритете.
Но, если ваши прошлые отношения и расставание негативно повлияли на положение в компании и вы затрудняетесь с дальнейшим построением карьеры – оставьте заявку на нашу карьерную консультацию. Поможем построить карьерный план и наладить дела на прежнем месте или проработаем резюме и расскажем, как найти новую работу.
*(принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной)