Гостем нового специального выпуска «Лёдкаста», посвящённого истории Континентальной хоккейной лиги, стал трёхкратный обладатель Кубка Гагарина Александр Ерёменко. В подкасте он рассказал о работе с Олегом Знарком, «сухаре» в седьмом матче финала против «Авангарда», а также о том, как московскому «Динамо» удалось завоевать два чемпионства подряд.
На протяжении юбилейного сезона КХЛ будет выпущено несколько специальных эпизодов «Лёдкаста», в которых игроки, тренеры, функционеры и журналисты расскажут самые интересные истории о всех пятнадцати сезонах КХЛ.
0:00 — Гость выпуска: Александр Ерёменко;
1:30 — О том, как Александр перешёл в московское «Динамо» после «Салавата Юлаева»;
2:40 — В чём отличия между подходом Вячеслава Быкова и Олега Знарка?
4:39 — Как на Александра повлияла трагедия «Локомотива»?
6:55 — Финал против «Авангарда» — один из лучших моментов в карьере Александра;
9:41 — О незаметных героях хоккея;
11:04 — Когда «Динамо» начало свой путь ко второму Кубку Гагарина?
12:18 — Об игре с Александром Овечкиным;
14:07 — Новый принципиальный соперник «Динамо» — СКА;
17:24 — Были ли большие имена в том «Динамо»?
19:13 — Как разбирали игроков соперника перед каждой серией плей-офф?
23:17 — Гол Ильи Коновалова: пытался ли Александр отправить шайбу в ворота соперника?
24:45 — Как за 15 лет изменился хоккей?
Новый выпуск «Лёдкаста» можно послушать на cамых популярных подкаст-платформах — Apple Podcasts, Google Подкастах, Яндекс.Музыке и ВКонтакте.
Также предлагаем вашему вниманию ответы Александра Ерёменко на некоторые вопросы ведущего.
— До побед с «Динамо» вы стали обладателем Кубка Гагарина в составе «Салавата Юлаева». Расскажите о той команде.
— Феномен «Салавата Юлаева», который стал чемпионом в 2011 году, заключался в ребятах, в их мастерстве, в коллективе. Без коллектива никакой кубок нельзя выиграть. Для меня сезон был не очень удачным в игровом плане, я был на последних ролях, но спустя годы я понимаю, что это объективно. Выиграли — здорово, но всё же я не чувствовал себя полноценным участником торжеств. Но ничего страшного, это был определённый этап моей карьеры.
#NEWSINTEXT1#
— «Динамо» в те сезоны занимало неплохие места в регулярных чемпионатах, но в плей-офф вылетало довольно рано, заработав ярлык некубковой команды. Не сомневались при переходе?
— Для меня «Динамо» — родной клуб, поэтому никаких сомнений не было. Но могу сказать, что тогда мне поступило и предложение от «Локомотив». Он было даже более выгодное, но «Динамо» — это «Динамо». Я понимал, куда я возвращаюсь и с какими амбициями. Мне нужно было кардинально меняться. Хочу сказать спасибо за то, что поверили в меня и дали мне этот шанс Рашиду Давыдову, всему тренерскому штабу и коллективу.
— Получается, что вы тогда работали сначала с Вячеславом Быковым, а затем с Олегом Знарком. Чем отличался их подход?
— С Быковым было очень комфортно. Человек подходил к хоккею чуть-чуть иначе, не заставлял работать нас из под палки. Было профессиональное отношение, каждый должен был сам ответственно подходить к своей работе. Скажу со своей точки зрения — наверное, мы к такому тогда ещё не привыкли. Я немного упустил ниточку, меня постоянно надо двигать вперёд, говорить об этом. Знарок кардинально отличается. Он — мотиватор, который всегда двигал команду, несмотря ни на что. Даже когда мы летели Омску в финальной серии, он всегда верил в победу, повторял, что мы победим. Мы начинали сами в это верить, и это было очень важно.
— Сезон 2011/2012 начался с трагедии «Локомотива». Как она отразилась на вас?
— Я считаю, что мы — одна большая хоккейная семья. Никогда не забуду тот вечер. Я вернулся домой, кажется, с тренировки, не зная новостей. Включил телевизор, смотрю, и вообще… Это оставило шрам в моём сердце, в моей карьере. Думаю все, кто был связан с хоккеем, скорбели. Нужно было потом выходить на лёд, играть. Когда мы завоевали Кубок Гагарина, я посвятил эту победу именно «Локомотиву».
— А как для вас проходил тот сезон?
— Победы — это всегда прекрасно. Ради этого мы и работаем, живём и отказываемся от многих вещей и удовольствий, которые хотелось бы испытать. После Уфы у меня была мотивация доказать, что я что-то могу. Не упасть, сдаться и уйти, а доказать всем, кто в меня не верил.
— Победа над «Авангардом» в финале — лучшее воспоминание из карьеры?
— Думаю, что да, победа в финале 2012 года — одно из лучших воспоминаний. Другое — победа сборной России на Чемпионате мира в Квебеке.
— В решающем матче «Динамо» победило со счётом 1:0. Что чувствует вратарь, засушивший седьмую игру финала?
— Не я засушил, засушила команда. Ребята все пластались, старались, ложись, делали всё, чтобы шайба не доходила до ворот. Благодаря команде мы и выиграли. Была концентрация не на сто процентов, на миллион! На каждый момент, на каждую секунду. Было видно, что у нас есть одна цель, ради которой мы и живём. У нас не было шанса на ошибку. Проигрывая в серии, мы понимали, что любая ошибка на льду может стать фатальной.
— Добавляло остроты то, что соперником был «Авангард», противостояние с которыми было для «Динамо» принципиальным?
— В финале всё же такие нюансы уходят на второй план, ты сконцентрирован только на игре. И неважно, кто против тебя выходит, важно, кто рядом с тобой!
— Вас также дважды признавали самым ценным игроком плей-офф. Как вы к этому отнеслись?;
— В КХЛ когда-то был момент, когда игрокам дарили телефоны, какие-то такие вещи. Но мне это не нравилось. Мне подари статуэтку хоккейную — для меня это будет высшая награда, доказывающая, что я иду в правильном направлении. Но всё же к индивидуальным наградам я отношусь скептически. Победа — заслуга всей команды. Важен каждый игрок, каждый человек, причастный к команде.
— Есть такое понятие как «чемпионское похмелье». «Динамо» им не страдало?
— Мы выиграли в Омске, летели домой, и нам уже сказали — готовимся к следующему сезону. В этом есть определённый смысл. Игра прошла, стала историей, надо готовиться дальше. Нас на это настраивали. Можно уйти в грандиозное похмелье и не вернуться из него. Но мы профессионалы — выполнили определённую цель, перевернули страницу, пошли дальше.
— В сезоне 2012/2013 в Национальной хоккейной лиге произошёл локаут — в «Динамо» в это время приехали Лео Комаров, Никлас Бэкстрём и Александр Овечкин. Расскажите об игре с ними.
— С Санькой-то мы ещё в «Динамо-2» вместе играли. Это одно удовольствие. Он лидер, мотиватор, заводит своей игрой. Если где-то тяжело — смотришь на него и приходится работать. Он «заводилка» в хорошем смысле, он живёт хоккеем. Бэкстрём — голова, восхищались тем, что он творил.
— А Лео — кулаки?
— Когда я против него играл — это настолько противный игрок! (смеётся) Он раздражал, но своим напором на пятаке он шайбы доедал.
— Буквально за пару сезоном принципиальным стало противостояние «Динамо» и СКА. Как вы к этому отнеслись?
— Тогда и финансовое положение у Питера было более стабильное, и подбор игроков хороший. У команды тоже была цель завоевать Кубок, поэтому у нас и возникла принципиальность. Но у нас тогда каждая игра была на вес золота, мы на каждую настраивались, как на последнюю. В таких условиях ты растёшь.
— В следующем сезоне на «Динамо» соперники настраивались куда серьёзнее?
— Второй сезон был намного тяжелее. Как говорят, завоевать Кубок легко — удержать тяжело! Нам приходилось себя перебарывать с удвоенной силой. Когда мы играли первый сезон, в нас никто не верил, соперники думали, что мы быстро выпадем из гонки. Но на следующий год… Мы уже даже в регулярке чувствовали, что у соперников особенная мотивация на игру против чемпиона.
#NEWSINTEXT2#
— В финале против «Трактора» получилась интересная дуэль вратарей — вы против Майкла Гарнетта. Как она проходила?
— С Гарнеттом для меня действительно было принципиальное противостояние. Перед серией плей-офф мы садились командой и обсуждали каждого игрока. Например, вратари подмечали нюансы вратарей соперника. Гарнетта надо было закрывать, не давать выкатываться — он хорошо двигался. В ближние углы можно было засовывать.
— А кто из полевых игроков в тех сезонах особенно впечатлял своей игрой?
— Сергей Мозякин, Данис Зарипов, Алексей Морозов, Сергей Зиновьев — все эти ребята такие мастера! Евгений Кузнецов в «Тракторе» против нас играл, вот он тоже выделялся — помню момент, когда он выходил, убрал на одну руку, я подумал, что всё, но он в штангу попал.
— Недавно вратарь «Динамо» Илья Коновалов забросил шайбу. Вы когда-нибудь пытались забить гол?
— Да нет, куда там! У меня такие клюшки тяжёлые, что я даже до синей линии не мог добросить! Когда я пришёл в «Динамо», мне вообще сказали не выходить из ворот (улыбается). Этот элемент у меня не очень хорошо получается, а цена ошибки вратаря очень высока. Отлетит шайба куда-нибудь, а виноват кто? Вратарь!