Найти в Дзене

Как в ХХ в. православный храм пустили плавать по водам

Оглавление

Ранее мы уже посвящали статью православным храмам необычной формы. Но этот храм интересен не столько формой, сколько предназначением и своим служением церкви. Такое явление, как плавучий храм, появилось впервые в начале ХХ в. и благополучно просуществовало в течение нескольких лет. Как воплотилась идея заботы о рыболовах и моряках, рассказываем в статье.

От идеи до воплощения

Впервые построить плавучий храм задумал Николай Янков, мещанин из русского города Астрахань. Этот набожный человек многие годы занимался скупкой рыбы и знал о нелегком быте рыбаков. Его заботила та проблема, что ловцы в низовьях Волги в силу специфики деятельности подолгу не имеют возможности посещать богослужения. В в 1903 г.  году он обратился со своим предложением по строительству плавучей церкви в епархию, но предложение Янкова хоть и было положительно оценено, но перешло к воплощению далеко не сразу. Лишь в 1908 г. владыка Георгий, епископ Астраханский и Енотаевский рассмотрел новый, усовершенствованный проект храма на основе парохода и одобрил его конструирование.

Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий
Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий

Денег, собранных от пожертвований на покупку нового судна для конструирования храма не хватало, и было принято решение купить готовый пароход и приспособить его к церковным нуждам. Среди 30 вариантов был выбран пароход «Пират». Ремонт судна занял два месяца. За это время его кардинально переоборудовали, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм. Около рубки нашлось место и для небольшой церковной лавки, где продавались свечи, лампады и иконы. Внутри церковь украшали старинные писаные иконы, различные декоративные элементы и около 220 ценных предметов утвари, впечатляли дорогие облачения клира.  Венчали храм 7 золоченых куполов. Благодаря щедрым пожертвованиям, в храме имелось все необходимое для совершения богослужений и различных треб: крестин, венчания, отпевания. Кроме того, пароход был полностью оснащен электричеством. Конечно, оборудование такого «духовного» судна обошлось недешево и в общей сложности составило 28 тыс. рублей. Церковь внутри вмещала более двухсот молящихся, не считая церковных певчих, для которых были организованы просторные хоры приблизительно на сто человек. Снаружи на палубе могли разместиться еще около ста прихожан.

Модель плавучего храма
Модель плавучего храма

Также на пароходе организовали больничные помещения под аптеку, каюту фельдшера и палату на несколько больных. В просторной трапезной впоследствии бесплатно кормили нуждающихся. Для успешного функционирования судна были наняты капитан, матросы, машинисты и кочегары. Почти вся команда, кроме капитана и механика, состояла из священно- и церковнослужителей. Духовную составляющую штата плавучего храма обеспечил Чуркинский монастырь, прислав иеромонаха Иринарха, иеродиакона Серафима, трех певцов-послушников, монаха-фельдшера Дамиана и даже монастырского повара. В первое плавание на пароходе храмом заведовал протоиерей Петр Горохов.

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Освящение в честь покровителя мореплавателей

Освящение храма происходило в Вербное воскресенье 11 апреля 1910 года на пристани рыбопромышленника И. Беззубикова при большом стечении народа. Для Астрахани это было знаменательное событие. Плавучий храм-пароход во имя святителя Николая Чудотворца блестел на солнце свежей белой краской и семью золочеными куполами. Наконец, перезвон шести колоколов в звоннице возвестил о начале богослужения, которое совершало соборное духовенство во главе с епископом Георгием. После Божественной литургии владыка произнес проникновенное слово, сравнивая будущую деятельность плавучего храма с проповедью Христа на Галилейском море:  «Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были где-нибудь у нас храмы Божии, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных и приморских обитателей... Наша плавучая церковь <...> напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении…»

Новость об освящении такого необычного храма дошла даже до Государя. В ответ на доклад-телеграмму епископ Георгий получил от императора Николая II следующий ответ: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства».

-5

Кто прихожане?

Плавучая церковь «Святитель Николай Чудотворец» была предназначена для служения в дельте Волги, где располагалось большое количество поселков на островах, сваях и рыболовецких промыслах, а также обслуживания больших судов Каспийского моря, которые не могли близко подходить к астраханским берегам из-за мелководья. В то время на Каспийском море в 220 км от Астрахани существовал так называемый «плавучий город» с «населением» до нескольких тысяч человек. Он представлял собой сотни морских судов, барж, паровых  и парусных шхун, а также перекачных машин-нефтянок, плавучих контор, лавок, магазинов, почтово-телеграфных и таможенных отделений, стоящих на мертвых якорях. Там происходила не только перегрузка товаров, перекачка нефти и пересадка пассажиров с моря на реку и обратно, но и обыденная жизнь моряков, служащих, торговцев и рабочих, которые вместе с семьями проводили по 7-8 месяцев вдали от суши и, соответственно, от привычной церкви. Как писали в прессе того времени, «В низовьях Волги было все, что составляло неизбежную потребность порта и просто человеческого бытия, но не было храма для удовлетворения души». Таким образом, значение появившегося парохода с полноценным храмом трудно переоценить.

-6

Активная деятельность храма

В первый рейс эта церковь вышла 16 апреля 1910 г., совершая для моряков Пасхальные службы. А в периоды запрета рыбной ловли храм посещал прибрежные поселки и хутора, жители которых прежде активно жертвовали на его строительство.

Помимо православных русских, деятельность команды парохода «Святитель Николай Чудотворец» распространялась и на катехизацию некрещеных калмыков. С ними общался иеромонах Иринарх, который хорошо владел калмыцким языком.

Интересно, что за несколько лет рейсов пароход пережил немало штормов, но ни люди, ни судно в них никак не пострадали: святой Николай уберег.

Печальный финал

Отслужив пять навигаций, в 1916 г. своим привычным маршрутом храм-пароход в плавание уже не вышел. Как писали в номере газеты «Московская копейка»  от 15 февраля 1916 г., «Прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх и признал, что его содержание дорого (сумма была действительно немалой, около 6-8 тыс. рублей в год, но до того времени она покрывалась щедрыми пожертвованиями — прим. авт.). А так как по каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучий храм превратился в «износившийся пароход» и продан на слом, как продаются старые пожарные насосы и другая рухлядь».

Намерение владыки упразднить плавучую церковь вызвало в народе протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) через несколько месяцев после жалобы игумена Чуркинского монастыря был уволен на покой. И хотя деятельность церкви-парохода продолжалась до 1918 г., почти все ценные иконы, церковные книги и утварь были перенесены с судна в Чуркинскую Николаевскую пустынь. Финансирование в связи с тратами на Первую Мировую войну ощутимо уменьшалось. А дальше – революция... Пришедшие к власти большевики позаботились о том, чтобы с парохода были сняты купола, а сам он переформировался сперва в спасательное судно, затем в плавучий театр, а после и вовсе был отправлен на металлолом.

Современность

Лишь после распада СССР в России вновь стали появляться плавучие храмы. Так, на сегодняшний день известны  несколько таких судов. Среди них – плавучая церковь «Святитель Иннокентий Московский», освященная в 1998 г., «Святитель Николай» на Волго-Донском канале и «Святой Князь Владимир», переоборудованный из военного десантного корабля, на Волге.

Плавучий храм святого Владимира
Плавучий храм святого Владимира

В наши дни подобные храмы для большинства православных верующих все еще в каком-то смысле диковина. Но дело скорее в том, что мы мало знаем о жизни людей в других странах и регионах, проживающих и трудящихся в специфических условиях вне организованной инфраструктуры. Конечно, в наши дни, вероятно, уже и нет острой нужды в подобных плавучих храмах, ведь при желании до ближайшей церкви можно добраться куда быстрее, а также есть возможность принять участие в богослужении посредством онлайн-трансляции. Но искренняя потребность в храмовой молитве и живом богообщении через таинства, как мы видим на примере необычной мечты Николая Янкова, в любые времена может совершить что-то до сего дня небывалое и найти способ быть ближе ко Христу и Церкви в любых обстоятельствах.

-8

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!