Где-то между двумя моими работами у меня еще есть третья, для души, а иногда для нервного срыва. Я учу детей русскому языку как иностранному.
И когда я перестаю мучать их грамматическими ужасами, мы смотрим фильмы. Думаю, все люди, которые изучают иностранные языки, знают, что просто так взять и посмотреть фильм на уроке – это фантастика. Если и получится, то только фрагмент, а лучше что-нибудь короткометражное.
И так в мою жизнь вошли «Ералаши». В детстве я смотрела их, и мне очень нравилось. За 7 лет преподавания русского как иностранного я пересмотрела, наверное, все «Ералаши» на свете. И знаете, как-то начала сомневаться в том, что в детстве я была милым и дружелюбным ребенком. Сейчас мне кажется, что юмор этих фильмов довольно специфичен. Примерно также специфичен, как интерес маленького Сальвадора Дали к мертвым енотам.
«Ералаши» (старые и новые) полны штампов. На мой взгляд, очень обидных и неприятных. Не все, конечно, но слишком многие. Вот например, толстая девочка – всегда изгой, мальчикам она кажется отвратительной, общение с ней – испытание и наказание. Красивая девочка – всегда глупая. Девочки, конечно, не умеют дружить, они только и делают, что строят козни друг другу. Другой цвет кожи – это очень смешно. Издеваться над преподавателями – тоже очень забавно. Ну и все в таком духе.
Когда я это осознала, мне стало очень грустно. Вообще очень грустно, когда что-то нежно любимое с детства не проходит испытание анализом и возрастом. Это знаете, как провести ночь в прекрасном замке, с каминами, свечами, картинами. А утром понять, что все вокруг картонное и пластмассовое, что средневековые истории – декорации.
А вот на следующем уроке я планировала с ребенком поискать ошибки на картинках, чтобы повторить слова. И вот я смотрю на картинку и понимаю, что ошибка по большому счету может быть только одна. А все остальное – вольности, варианты и изменчивость мира.
Тетушка продает овощи в балетной пачке. Ну и пусть. Разве это ошибка? Только бы детей не била.
Дедуля сидит в красных черевичках. И пусть сидит. Главное, чтобы на семейных праздниках не пил и не стучал потом патриархальным кулаком по столу.
Молодой человек сидит на троне и ловит рыбу. И правильно, что не стесняется своего комфорта.
Посмотрите картинки. Это довольно увлекательно и головокружительно. Мир, пространства и формы которого нарушены, конечно, пугает. Но не думаю, что он сильно отличается от реального.
Картинки из книги Ахима Альгримма «Не может быть».