Найти тему
Усадьба Кусково

Из истории аксессуаров. Поднос

Сегодня поднос как элемент кухонной утвари окончательно перекочевал из домов в заведения общественного питания. Хотя, у кого-то дома наверняка хранятся эти изделия, расписанные в художественных мастерских.

История подноса уходит на столетия назад. В музее в Шотландии хранится поднос, датируемый VII - VI столетием до нашей эры.

В XIV веке в Италии бушевала бубонная чума. Эпидемия убивала тысячи людей. Высокая смертность была следствием пренебрежения гигиеной. Но жители Флоренции и Сиены связывали смерть с религиозными предрассудками. Чтобы задобрить небеса, итальянцы придумали ритуал, когда после родов женщине торжественно преподносили еду и питьё в постель. Доподлинно неизвестно, кто первым придумал практику подношения еды для роженицы, но известно, что самый старый дошедший до нас подобный поднос — «деско да парто» — датирован 1370 годом. Родственники роженицы заказывали его заранее и просили мастеров изобразить какие-либо сюжеты или символы, способствующие рождению здорового ребёнка. Подносы делали в мастерских, где изготовляли предметы, украшающие быт богатых людей: сундуки — кассоне, картины — спальере, расписные спинки для кроватей, шкатулки и короба.

В английском языке для обозначения подноса обычно применяется слово "tray" (дословно, "лоток"), однако, в устаревшем варианте использовали термин "salver", произошедшим от латинского "salvare", что означает сохранять или спасать. Термин "salver" использовался в Англии в 1661 году, чтобы обозначить плоский лоток, как правило, сделанный из серебра.

Первоначально использование подноса означало, что еда и напитки, поданные на нем, пригодны к употреблению, так как были продегустированы на присутствие яда.

Изначально подносы представляли из себя лотки без ручек, созданные в английских, ирландских и шотландских мастерских из серебра. Датируются такие изделия XVII веком. Серебряные подносы означали высокое социальное положение.

В России первые подносы изготавливались, как правило, из дерева.

Поднос. 1770-е гг. Германия, фарфор; роспись надглазурная, позолота
Поднос. 1770-е гг. Германия, фарфор; роспись надглазурная, позолота

В XVII-XVIII веках подносы превращаются в произведения искусства. С их помощью слуги подают именитым гостям блюда на столах, на них приносят изысканные напитки. С распространением этого аксессуара меняется и его стоимость. Подносы стали делать как из дорогих материалов, так и из простого металла или дерева.

Поднос. Вторая половина XVIII в. Германия, фарфор; роспись надглазурная, позолота
Поднос. Вторая половина XVIII в. Германия, фарфор; роспись надглазурная, позолота

Налаживается производство подносов и в России. Первое упоминание об изготовлении железного подноса на демидовском заводе в Нижнем Тагиле относится к 1746 году. Наряду с металлическими в России в XVIII веке были распространены подносы из папье-маше, которые художники расписывали затейливыми сюжетами. Используя клей, мел, бумагу и другие составляющие, мастера создавали форму, которую отправляли в печь, после чего получался твёрдый поднос. Обычно их украшали сложными узорами из фруктов и цветов.

Изготовлением фарфоровых подносов в России в XIX веке занимается императорский фарфоровый завод.

Поднос. 1820-е гг., ИФЗ, фарфор; роспись надглазурная, позолота
Поднос. 1820-е гг., ИФЗ, фарфор; роспись надглазурная, позолота

В эти же годы появляется и знаменитые Жостовские изделия на черном и цветном фоне. Цветы писали масляными красками, применяя технику лессировочного письма. Жостовские подносы имели разную форму, но узнаваемый стиль рисунка — букет на тёмном фоне.

Поднос. 1860-1870-е гг. Из сервиза "Тет-а-тет" с видами царской усадьбы "Ильинское". ИФЗ, 1860-е гг.
Поднос. 1860-1870-е гг. Из сервиза "Тет-а-тет" с видами царской усадьбы "Ильинское". ИФЗ, 1860-е гг.

Изготовление этих изделий продолжается и после революции. В коллекции нашего музея, например, есть работа Алексея Викторовича Воробьевского:

Поднос. 1934 г. Воробьевский А.В.
Поднос. 1934 г. Воробьевский А.В.

Казалось бы, поднос - вещь утилитарная. Но история показывает, что она может быть и настоящим произведением искусства, украшающим интерьер.