У меня есть две подруги, которые учительствуют уже по многу лет. С каждым годом они все больше и больше в один голос говорят о синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей. Вроде бы ничего необычного в этом нет — многие дети очень неусидчивы, энергичны, подвижны. Однако, в наш беспокойный век это обретает патологические формы. Это не просто подвижность — это именно диагноз. Я сейчас вспоминаю, что у нас в классе был мальчик из семьи цирковых — он постоянно всех бил, плохо мог усидеть на месте, из-за этого неважно учился. Сейчас он известный хореограф. Что это было? Я склоняюсь к тому, что это просто соматика — балетный труд требует очень большой физической выносливости. Так, собственно, и все. За все годы только один мальчик.
А сейчас таких в классах просто дюжинами. И дети не просто плохо слушают или вертятся — они встают на парты, залезают под стулья, прыгают на люстры и раскачиваются на них. Они не в состоянии слушать и запоминать, не знают имя педагога и запоминать не собираются. Им тяжко даётся материал. Одна из подруг говорит, что каждый урок должна придумывать для них маленькое представление. Но, минуточку, она учитель, а не аниматор. Ни время, ни нагрузка, ни, к сожалению, зарплата ей не позволяют этого делать. И опять же, такие ребята — лишняя нагрузка и для нормальных детей.
А потом эти дети вырастают. И, не поверите, у меня есть такой знакомый. Парень чуть за двадцать. Ему и самому от себя тяжело. Тяжело читать, тяжело смотреть длинный фильм, тяжело разговаривать. Я замечаю, что ему просто тяжело сидеть — он постоянно подскакивает, ёрзает, меняет позу слишком часто, чем того требует обычная физиология. Мы с ним очень контрастно выглядим вместе. Я тюлень средних лет, не люблю лишних движений, а друг мой — ну просто Непоседа на пружинках из старой книжки Ефима Чеповецкого, может, кто и читал. А ведь этому парню, да и всем бывшим детям с такой проблемой, нужно как-то жить жизнь, заводить семью, воспитывать детей, работать и зарабатывать.
Как вы думаете, что виной такой ситуации с нашим молодым поколением? Неблагополучные роды? Нервные семьи с токсичными отношениями? Неврологические заболевания? Обилие информации?
Кстати, насчёт последнего. Я и сама за собой замечаю, что мне тяжко бывает читать, например, длинный текст. Но видео тоже стараюсь избегать, не смотрю Тик-Ток, боюсь вконец отупеть. В последнее время для меня оптимален формат таблоида — короткие яркие заметки. Чтобы сесть за серьёзную книгу… Да нет, могу, но тяжело. Даже сравнить меня с образцом 5-7 летней давности — тогда я была просто книжным пожирателем. А сейчас как-то нервы не выдерживают. И это мы, взрослые. А что говорить о неокрепшем детском мозге. Флэши, краткие видеопрезентации — это, конечно, здорово и современно. Но это отупляет и полностью лишает в долгосрочной перспективе возможности обрабатывать большие объемы информации. Книга — это немодно. Видео — о, отлично! Это разве хорошо?
Такое чувство, что запущена программа по уничтожению людей. Кто-то хочет отобрать у нас возможность анализировать и соображать. Современная система воспитывает визуалов, вместо того, чтобы поддерживать аудиалов и кинестетиков, как это было всегда. Конструируя смешанные типы, идеальные. Я вот понятия не имею, кто я — визуал или аудиал, или кинестетик. Смотря, что нужно проанализировать. А вот мой сын — визуал чистейший, к сожалению. Хоть и усидчивый, и неглупый.
Так кто и почему нас уничтожает?