Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…
Так в первой главе романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкин представил главного героя в одном из самых модных головных уборов начала 1820-х годов — шляпе-боливаре (à la Bolivar).
Это был жёсткий цилиндр чёрного цвета с широкими полями, получивший название от имени знаменитого генерала Симона Боливара, который в первой четверти XIX века возглавил борьбу за независимость южноамериканских колоний от испанской метрополии. В Новом свете Боливар обрёл славу национального героя и стал широко известен в Европе.
В 1810-х годах в гардеробе европейских модников начали появляться широкополые цилиндры à la Bolivar. С первого взгляда может показаться странным, что современники связали этот аксессуар именно с Боливаром, ведь ни на одном портрете он не был запечатлен в подобном головном уборе. Дело в том, что такие шляпы носили сельские жители Южной Америки, которые и боролись под началом генерала против испанцев. Исследователи считают, что форма шляпы позволяла их владельцам выразить свои политические взгляды: роялисты, сторонники Испании, носили цилиндры с узкими полями, а поддерживающие Боливара — с широкими.
Неизвестно, хотел ли Пушкин обозначить таким образом политические взгляды Онегина, или же просто одел его по моде начала 1820-х годов. Самому поэту, вероятно, нравился этот предмет мужского гардероба. В ноябре 1824 года в письме к брату он просил отыскать художника для создания иллюстраций к «Онегину». Пушкин приложил рисунок, на котором показал себя и главного героя именно в таких шляпах: «Брат, вот тебе картинка для Онегина — найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб всё в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно». Художник А.В. Нотбек выполнил иллюстрации к роману, отрывки которого были опубликованы в «Невском альманахе» в 1829 году.
Экстравагантный аксессуар недолго пробыл на пике популярности. Возможно, причиной тому была его не самая удобная и причудливая форма. Бытописатель М.И. Пыляев иронизировал, что поля боливара «были так широки, что невозможно было пройти в узкую дверь, не снимая с головы шляпы». Уже в 1825 году в журнале «Московский телеграф» была размещена заметка о том, что «чёрные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды; вместо них носят шляпы из белого гроденапля [вид ткани], также с большими полями».
Спустя годы боливар в России стал ассоциироваться с Пушкиным, а не с именем южноамериканского генерала. Во второй половине XIX века «пушкинская шляпа» в несколько измененном виде стала привычным атрибутом костюма русских студентов.
Автор текста — Надежда Витальевна Носова, хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина.