«Аватар. Путь воды»
(реж. Джеймс Кэмерон, США, 2022)
Продолжение революционного блокбастера о судьбе планеты Пандора.
О фильме одним предложением
Трагикомедия про обаятельного сорокалетнего неудачника, вернувшегося в родное село из города в поисках утраченной молодости.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Главная интрига, связанная с сиквелом «Аватара», — сколько он соберёт в мировом прокате и каким образом и на каких правах российские кинотеатры показывают картину. Студия Disney, как и остальные мейджоры, официально объявила, что уходит с российского рынка и прекращает сотрудничество с кинотеатрами. Весь прошлый год новые международные хиты в отечественном прокате увидеть было действительно невозможно.
Второй «Аватар», тем не менее, уже на экранах. СМИ много писали о том, что это чуть ли не пиратство и копии едва ли не скачаны в интернете — однако всё далеко не так однозначно (уместно использовать этот получивший распространение оборот). В декабре начатые в некоторых залах показы были, скорее всего, таковыми.
Но выходящую без особой рекламы с середины января в крупнейших и респектабельнейших залах и сетях картину можно смотреть практически легально.
Копия студийная, и хотя представители кинотеатров не говорят, каким путём и на каких условиях она им досталась, известно, что показы идут в результате негласных договоренностей с правообладателями. Студия не хочет полностью и навсегда терять российскую аудиторию, достаточно обширную, кинотеатры в условиях острого оскудения репертуара готовы показывать фильм, пусть и без большой рекламной кампании. В «Победе» фильм в легальной студийной копии будут крутить в качестве как 2D, так и 3D/48HFR, то есть с технологией 48 кадров в секунду, обеспечивающей особенную плавность картинки.
Про сам фильм написано уже столько, что ради самой истории можно не смотреть. Действие происходит спустя 15 лет после событий первого «Аватара». Джейк Салли теперь вождь клана Оматикайя, живет с Нейтири, у них растут сыновья Нетейам и Ло'ак, дочь Туктирей, приёмная дочь Кири, родившаяся от аватара Грэйс Огустин, а также сын полковника Куоритча, родившийся на Пандоре «Паук» Майлз. Земляне снова хотят колонизировать Пандору, полезные ископаемые планеты не дают покоя захватчикам. Пандорианцам приходится встать на защиту родной планеты.
Антиимпериалистический, антиколониальный и антивоенный пафос фильма ещё сильнее, чем в первой части, в сложной истории Кэмерону с соавторами, пишут, удалось связать концы с концами, а сам сюжет пронизан отсылками к классической литературе — тут и Киплинг с «Маугли», и Мелвилл с «Моби Диком».
Но главное, конечно, это прорывные технологии и невероятные эффекты. Действие значительной части картины происходит под водой, и подводные съёмки, которые всегда были коньком и козырем режиссёра-визионера, выполнены на запредельном уровне. Для этого на съёмочной площадке были построены два аквариума, один из которых аж на сто тысяч литров. О визуальной стороне критики высказываются с придыханием: «невозможно нормально описать скачок вперёд, который делает фильм, это настолько близко к виртуальной реальности, насколько это возможно в кинотеатре»; «одно из лучших применений 3D с визуальными эффектами на сегодняшний день»; «головокружительно эффектное продолжение со сценами, которые будут заставлять ваши глаза лопаться, голова будет кружиться, и ваша душа будет мчаться».
После таких отзывов, даже если не совсем доверяешь критикам, хочется пойти и посмотреть на новую технологическую революцию в кинематографе своими глазами. Фильм уже можно откровенно нелегально посмотреть на трекерах и стрим-платформах, но представления, естественно, это не поможет составить.
Заметим, что все тринадцать лет, пока второй «Аватар» готовился, раздавались голоса скептиков, особенно громкие в последние пару лет, когда стали просачиваться подробности со съёмок и выходить трейлеры и тизеры: дескать, ничего нового по сравнению с первым фильмом не придумано, несмотря на потраченные астрономические суммы, и на это кино уж точно мало кто пойдёт, а значит, и весь мегаломанский проект долгосрочной, ещё лет на десять франшизы — коту под хвост.
Что ж, скептики посрамлены — вышедший в мире под занавес прошлого года «Аватар. Путь воды» за рекордно короткий срок собрал более 2 миллиардов долларов и стал шестым фильмом в истории, преодолевшим этот рубеж.
Стоит заметить, что в этой «великолепной шестёрке» — целых три фильма, снятых Кэмероном. И вот ещё реплика в сторону скептиков (среди которых и уважаемый обозреватель газеты «Гардиан» Питер Бредшоу, и многие другие авторитеты): не стоит недооценивать технологические инновации, кинематограф вообще появился как аттракцион, новое техническое достижение, служащее исключительно развлечению. Но очень быстро утвердил себя как искусство — и высокое, и массовое. «Аватар», конечно, будет раздражать и возмущать эстетов и снобов, но никакого сомнения, что все технологические «примочки», использованные в фильме, найдут применение на всех уровнях кинематографа, от самого популярного зрительского до высоколобо-интеллектуального. Собственно, это кино и стоит смотреть, чтобы увидеть будущее.
«Крушение»
(реж. Жан-Франсуа Рише, США, Великобритания, 2023)
С 26 января
Кинопоиск 6.577 / IMDb 6.9
О фильме одним предложением
Экшен-триллер о выживании на воюющем острове пассажиров потерпевшего крушение самолета.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм снял французский режиссёр, на счету которого два очень удачных фильма о «враге государства № 1», об охоте на знаменитого гангстера Жака Мерина. И несколько не столь удачных. В этой картине он пытается прорваться на территории стандартного боевика, добавив ингредиенты фильма-катастрофы.
История банальней некуда.
Гражданский самолет из-за непогоды совершает аварийную посадку на филлипинском острове, где вовсю идут вооружённые столкновения. Местные повстанцы берут пассажиров в заложники, и ради их спасения пилот объединяется с таинственным заключённым, который под конвоем ФБР тоже был на борту.
Джерард Батлер («Рок-н-ролльщик», «Призрак оперы») играет пилота — и, по отзывам критиков (лента вышла в мировой прокат на две недели раньше нашего), играет средне.
Вообще, кинообозреватели не скупятся на язвительные замечания, призывая своих читателей не ждать слишком многого от кино, стебутся над тупым названием (в оригинале это просто Plane, то есть «Самолёт»), героем и невнятным сюжетом. «Гардиан» так просто делает вывод, что этот излишне кровавый и жестокий, в духе боевиков класса B 70–80-х годов, Plane так и не взлетает.
«Изумительный Морис»
(реж. Тоби Генкель, Флориан Вестерманн, Великобритания, Германия, 2022)
С 26 января
Кинопоиск 6.494 / IMDb 6.3
О фильме одним предложением
Комедийный мультфильм по мотивам книги Терри Пратчетта по мотивам старонемецкой легенды о крысолове.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В одной из своих книг о Плоском мире Пратчетт переосмыслил сказку братьев Гримм, переосмысливших старую народную легенду. В мультфильме история такая: кот Морис путешествует по деревням королевства и избавляет за определённую мзду жилища местных сельских жителей от крыс. У него есть напарник — мальчик Кит, заклинатель крыс игрой на дудочке. И никто не знает, что кот с крысами заодно. Кот, естественно, говорящий. Грызуны, впрочем, тоже: они обрели самосознание, питаясь остатками волшебных отваров и зелий на свалке Незримого Университета, где обитают все могущественные чародеи Плоского мира.
Крысы там питались, а Морис питался крысами, и, употребив одну из них, обрёл дар речи, способность мыслить и затевать аферы.
Пишут, что мультик очень близок к книге Пратчетта, для ценителей в нём много пасхалок, кино играет со штампами сказочной анимации и в целом адекватно пратчеттовской сатире. Будет ли фильм интересен не читавшим книгу? Ну да, напрашивается навязший в зубах анекдот про двух крыс, грызущих плёнку: первоисточник был лучше. Но, во-первых, кино давно уже не на плёнке, да и книги чем дальше, тем больше в цифре, а во-вторых, история настолько понятна и увлекательна, что захватит хоть кого. Разве что самым маленьким может показаться сложноватой.
Отдельное достоинство мультфильма, которое оценят взрослые, — это актёры, отдавшие свои голоса героям. Кота Мориса в оригинале озвучивает сам доктор Хаус, сиречь Хью Лори (Сергей Бурунов в отечественном варианте), а Малисию и Кита — Эмилия Кларк («Игра престолов») и Химеш Патель («Довод», «Не смотрите наверх») соответственно. Жаль, в российском прокате их всех расслышать будет нельзя.
«На краю»
(реж. Ховард Дж. Форд, Великобритания, 2022)
27, 30 января
Кинопоиск 5.562 / IMDb 5.1
О фильме одним предложением
Высокогорный триллер об альпинистке, спасающейся на неприступной скале от убийц.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Интрига этой молодёжной криминальной драмы не самого высокого уровня сложности. В горном лагере перед восхождением две девушки знакомятся с несколькими молодыми людьми. У вечернего костра после выпитого и выкуренного начинаются заигрывания и приставания, дальше — больше, и вот одна из подруг становится жертвой. Вторая, ставшая свидетельницей убийства и сумевшая заснять всё на камеру, бежит. Бежит, естественно, в горы — на самую неприступную скалу, рассчитывая там спастись.
Рейтинги у ленты не самые высокие, отклики критиков тоже не ахти, хотя некоторые стараются разглядеть в фильме что-то нестандартное, черты не только триллера, но хоррора. Главный злодей, заставивший приятелей стать соучастниками преступления, не просто случайный убийца, но психопат, которого опасаются даже друзья…
В общем, немного предсказуемая интрига и потрясающие альпийские виды (фильм снимался в Италии).
«Не хороните меня без Ивана»
(реж. Любовь Борисова, Россия (Якутия), 2022)
C 26 января
Кинопоиск 8.779
О фильме одним предложением
Драма о первом якутском художнике Иване Попове, вылечившем своего соотечественника от летаргического сна.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Ещё один релиз нового якутского кино, признанного кинофеномена последних лет. Пишут, что это правдивая история, произошедшая в 1910 году в Якутии. Якут Степан Бересеков периодически впадал в летаргический сон, и только сын священника Иван Попов смог отличить его состояние от настоящей смерти. Поэтому, когда Попов отправился в длительную этнографическую экспедицию, Степан решил последовать за своим спасителем, чтобы не быть похороненным заживо.
Иван Васильевич Попов — действительно реальная личность, первый якутский художник, обучавшийся живописи в Петербурге, в студии Маковского. Был верующим, хотя из семинарии, в которой он учился, его исключили за карикатуры на начальство.
Кроме искусства, он занимался врачеванием — например, спас беременную женщину, у которой ребёнок умер в утробе.
Случай с летаргическим сном зафиксирован документально. Умерший Бересеков (в других источниках Боросеков) был привезён в церковь для отпевания, отпевал покойного и читал над гробом отходные молитвы родной брат художника псаломщик Николай Попов (тоже не чуждый рисованию). Во вторую ночь заупокойной службы мертвец вдруг сел в гробу и задрожал от холода. Псаломщика обуял смертный ужас, и он убежал из церкви. А покойник, сам до конца не осознавший, в чём дело, встал из гроба и пришел к Ивану Попову… Согласитесь, уже ради такого сюжета стоит кино посмотреть.
«Высоцкий. Неизвестные страницы. Одесская тетрадь»
(реж. Анатолий Бальчев, Николай Головихин, Россия, 2018)
C 26 января
О фильме одним предложением
Документальный фильм о съёмках Владимира Высоцкого в фильмах Одесской киностудии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм о жизни, работе и творчестве Владимира Высоцкого в Одессе, снятый пять лет назад, показывают к 85-летию со дня рождения народного певца и поэта. На легендарной Одесской киностудии он сыграл первые главные роли в кино, в которых впервые смог запеть, с экрана зазвучал его характерный хрипловатый баритон, к тому времени уже растиражированный на магнитофонных кассетах по всей стране. Одесский период — одна из ключевых вех в жизни и творчестве Владимира Семеновича, он раскрылся не только как артист кино, но и заявил о себе как поэт и композитор, написав десятки песен к вошедшим в золотой фонд отечественного кинематографа фильмам Одесской студии.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
Сергей Самойленко
Читайте больше статей на сайте iskry.life.