Найти тему
На берегах Терека

УНИКАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В АВАРСКОМ СЕЛЕНИИ УНЦУКУЛЬ - НАСЕЧКА МЕТАЛЛОМ ПО ДЕРЕВУ И МНОГОВЕКОВАЯ РЕЗЬБА ПО КАМНЮ В ДАГЕСТАНЕ

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Горные ущелья Дагестана стали обитаемы человеком еще за несколько тысячелетий до рождения Христа. Здесь же около отдаленного селения Чох отечественными археологами обнаружено и одно из древнейших мест хлебопашества, не сильно уступающему по времени Месопотамии, одному из трех мест его появления и распространения по всей планете. Наличие скальных выступов и сопутствующего материала предопределило появление и развитие одного из старейших народных промыслов, связанного с работой по камню.

Прежде всего, это резьба по твердому камню, одному из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, освоенного местным населением с незанятных времен. Первоначально наносились всевозможные изображения в подходящих местах на скалах, которые по скромным подсчетам относятся к мезолитическому и неолитическому периодам истории человечества, т.е. еще к VIII - VI тысячелетиям до нашей эры. Подобные рисунки сохранились в окрестностях селения Чиркат, а также у аулов Ругудж и Согратль около отвесной горы Гуниб. Резные иероглифы в разное время обнаружены у селения Капчугай, в урочище Чумекель в непосредственной близости от крепости Темир-Хан-Шура (современный город Буйнакск), также у аулов Миатлы, Кумторкала и в других районах горного Дагестана. В сельских музеях в качестве экспонатов присутствуют и сланцевые пластины с изображенными на них различными животными, обитавшими в то далекое время в горных ущельях.

Археологические раскопки. Район Дербента. Дагестан
Археологические раскопки. Район Дербента. Дагестан

После неолитической революции, растянувшейся на несколько столетий, а иногда и гораздо больше в истории человеческой цивилизации, наступило время бронзового века. В Дагестане это выразилось в том, что уже в III - II тысячелетиях до нашей эры началась обработка твердых пород камня, в том числе кварцита, арагонита, диорита, серпентина и др. Из них местные камнетесы достаточно качественно изготовляли всевозможные бытовые предметы, приспособления для охоты, а также символы власти в виде булав, топориков и т.д.

Археологические раскопки. Район Дербента. Дагестан
Археологические раскопки. Район Дербента. Дагестан

Гораздо позже в дагестанских ущельях появилось искусство глиптики, т.е. сложный художественный способ по обработке полудрагоценных и драгоценных камней. Из них дагестанские умельцы вытачивали печати владельцев, различные амулеты, мужские кольца-печатки и др. Спрос на подобные изделия оказался постоянным, поэтому мастера совершенствовали свои профессиональные навыки и уже в раннем средневековье освоили такие материалы, как горный хрусталь, сердолик, халцедон, агат и другие самоцветы. Все необходимое сырье они приобретали здесь же, которое добывалось рудокопами из тайных месторождений, строго охраняемых местными жителями. В дальнейшем узорная резьба по камню только совершенствовалась, достигнув небывалых высот и изготовленные предметы всегда имели устойчивый спрос, в том числе и в период правления имама Шамиля. (Изготовление архитектурных орнаментов на каменные строения и надгробных монументов в Дагестане, столь обширна, что требует отдельного повествования).

Археологические раскопки. Район Дербента. Дагестан. Археологи нашли в Дербенте древнее жилище и следы ремесел Чора
Археологические раскопки. Район Дербента. Дагестан. Археологи нашли в Дербенте древнее жилище и следы ремесел Чора

Особо хотелось бы выделить отдаленное аварское селение Унцукуль, расположенное между двумя глубокими лощинами. Здесь зародился уникальный народный промысел, который стал набирать известность лет 200 назад, но своими корнями уходит вглубь столетий. Современные исследователи предполагают, что аналогичные изделия горцы могли увидеть на караванных тропах, ведущие из Индии и Персии. Попытались воспроизвести увиденные изделия чужеземных мастеров в результате чего и появилось искусство – нарезка металлом по дереву. Секреты ремесла, дошедшие до наших дней, передавались из поколения в поколение, совершенствовались и приумножались. За десятилетия экспериментов с различными сортами древесины, унцукульцы остановили свой выбор на таких твердых породах, как груша, боярышник, кизил, орех и абрикос. Причем последний сорт, при возрасте не менее 100 лет давал необычайно изысканный рисунок, которому рука мастера насечкой металлом только придавала еще большей оригинальности.

Селение Унцукуль. Дагестан
Селение Унцукуль. Дагестан

Непревзойденные работы мастеров из селения Унцукуль в области декоративно-прикладного искусства признаны наравне с кубачинскими, как уникальные образцы национального творчества народов Дагестана. За многовековую историю у унцукульцев выработался свойственный только им оригинальный орнамент, который включал в себя солярные символы, растительные мотивы, всевозможные геометрические узоры, «дорожки из параллельно расположенных кусочков металла, а также круглые элементы в виде круга, сделанные как головка гвоздя, особой формой завитки» и т.д. Вполне допустимо, что в древности некоторые символы несли и функции своеобразного оберега, признанного защитить его владельца от воздействия потусторонних сил.

Первоначально в селении Унцукуль при скрупулезной работе с нанесением металлом насечки использовали только древесину кизила, ягодного кустарника во множестве, произраставшего в ближайшей округе, но позже стали применять и вышеперечисленные сорта. Каждая из пород дерева имела свою особенность и предназначалась для изготовления строго определенного изделия, но должна быть обязательно твердой и вязкой. При этом вся приготовленная древесина должна была быть идеально просушенной на солнце, чтобы при обработке заготовка не покрылась мелкими трещинками и не менее пятилетнего возраста, иначе в процессе работы могла прийти в полную негодность из-за мягкотелости структуры. Предварительно подбиралась заготовка необходимых размеров, после чего выпрямлялась, или сгибалась до нужного угла, или же ажурного завитка. Эти непременные условия для получения высококачественного предмета, до которого местные умельцы дошли простым эмпирическим методом, путем бесчисленных проб и ошибок.

Не меньшее значение имело и то место древесины, которое предназначалось для дальнейшей обработки, в ходе придания нужной формы заготовки. Сама структура в центре или по краю ствола дерева, принималась в расчет местными мастерами, также, как и возраст доставленного дерева. Для небольших изделий, таких как ручки плетки или кнута вполне подходили ветви кизила, или на худой конец боярышника, но для более крупных требовались совсем иные параметры заготовки. Для более габаритных предметов, как правило использовали древесину ореха и абрикоса, т.к. эти породы имеют гладкую и красивую структуру, хорошо и быстро полируются до блеска, что вполне отвечало запросам мастеров. Из всех этих нюансов и складывалась неповторимая индивидуальность народного промысла унцукульцев.

Мастерам для нанесения насечки металлом из селения Унцукуль требовался всего лишь не хитрый набор инструментов, состоящих из следующих предметов: простейший токарный станок, обычный резец и совсем маленький молоточек. Главное при производстве столь изысканных предметов это мастерство человека, его навыки, усидчивость, сноровка, верный глаз и желание. Процесс нанесения узора и его порядок требует огромной внимательности, терпеливости и тщательности, иначе все предварительные усилия окажутся напрасными. Неудивительно, что при стольких составляющих, этим промыслом народного промысла занимались, как мужчины, так и женщины, обладавшие соответствующими качествами и как правило члены одной семьи.

Представляется возможным привести полностью весь процесс производства, так, как он и был записан современными краеведами, воочию наблюдавших за ним.

«1. Эскиз рисунка сначала выполняется на бумаге.

2. С абсолютной точностью переносится на деревянную заготовку.

3. Резцом делается узкий надрез, в который вставляется пластинка из меди, латуни, мельхиора или серебра.

4. Излишки обрезаются специальными острыми ножницами.

5. Точным резким коротким ударом молоточка пластинка вбивается внутрь надреза.

6. Из установленных пластин формируется своеобразная дорожка, которая дополнительно может быть изукрашена мелкими фигурными элементами из кости, цветного дерева, поделочными камнями».

Изделия унцукульских мастеров.
Изделия унцукульских мастеров.

В особых случаях могут применяться специально приготовленные гвоздики, с помощью которых существенно облегчается весь процесс нанесения насечки металлом по дереву. Насколько это трудоемкая и кропотливая работа свидетельствует то обстоятельство, что для инкрустации всего одной трости, предварительно необходимо установить «нескольких тысяч кусочков различного материала, на каждый из которых требуется пять различных движений». Одна из подобных тростей, произведенная в селении Унцукуль была преподнесена в качестве памятного подарка известному российскому хирургу Н.И.Пирогову. Николай Иванович ей очень дорожил, возможно и как одно из воспоминаний о кавказских хакимах, у которых многое почерпнул.

Однако подлинное признание уникального народного промысла в селении Унцукуль началось после окончательного падения теократического имамата и восстановления прочных торговых связей с внутренним рынком Российской империи. Постепенно изделия дагестанских мастеров стали широко известны среди ценителей подлинно изящных вещей и высоко ценились среди российской аристократии, купечества и заводчиков. Они неоднократно удостаивались высоких призовых мест на всероссийских хозяйственных выставках и грамот. Вскоре произведения унцукульских народных умельцев вышли и за пределы страны, достигнув не только важнейших столиц, но и пересекли Атлантический океан. Уже в прошлом столетии, в округе Колумбия, в Вашингтоне открылся соответствующий магазин, пользовавшийся долгие годы вниманием американских сенаторов и конгрессменов.

В наши дни искусство по нанесению насечки металлом на дерево в дагестанском селении Унцукуль не утрачено, а продолжает и дальше совершенствоваться. Для части семей наследие предков остается не простым воспоминанием, а руководством к дальнейшей работе. Причем современные мастера перешли к изготовлению и ранее не совсем привычных предметов, включая шахматные фигуры с соответствующим ларцом для хранения и расчерченным на клетки столиком и т.д.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.