Найти тему
БИЗНЕС Online

«Магнит» спустился в метро: зачем федералы арендовали в Казани закуток на проспекте Победы

На фоне ограничений ФАС в Татарстане сеть двигает новый формат — киоски

«Алкоголь однозначно отпадает, потому что для его продажи должны быть площади больше 50 квадратных метров. Скорее всего, этот малый ассортимент отразится на стоимости», — оценивают эксперты появление ларька «Магнита» в казанском метро. Товары для быстрого перекуса и татарскую выпечку будут продавать на самой трафиковой и дорогой локации, где стоимость аренды доходит до 3 тыс. рублей с «квадрата», — в галерее на проспекте Победы. О том, как зазывали накануне первых покупателей, кто распоряжается помещениями в подземке и как «Магнит» диверсифицирует форматы, — в материале «БИЗНЕС Online».

   Крупнейшая федеральная торговая сеть «Магнит» тестирует все новые форматы своих магазинов. На этот раз локация оказалась весьма неожиданной — казанское метро Фото: Андрей Титов
Крупнейшая федеральная торговая сеть «Магнит» тестирует все новые форматы своих магазинов. На этот раз локация оказалась весьма неожиданной — казанское метро Фото: Андрей Титов

Поход на метро «Магнит» начал с Казани. Что есть на 30 «квадратах» подземки?

Крупнейшая федеральная торговая сеть «Магнит» тестирует все новые форматы своих магазинов. На этот раз локация оказалась весьма неожиданной — казанское метро. Станция выбрана самая проходная — «Проспект Победы», расположенная между остановками «Горки» и «Дубравная». В подземной торговой галерее накануне появилась вывеска «Магнит Go». Это новый магазин ультрамалого формата — а проще говоря, киоск. Он стал первой точкой «Магнита» в России, расположенной именно в метрополитене, сообщает сеть на своем официальном сайте.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» накануне протестировал новый магазин. Киоск расположился посередине самой протяженной торговой галереи между зоомагазином и отделом с кальянами. Площадь небольшая — всего 30 кв. метров. Прозрачные витрины в пол и вывеска с фирменным логотипом заметно отличаются от оформления других «прилавков». Покупателей к открытию зазывали яркие шарики и девушка с микрофоном, которая объявляла о выгодных ценах. Внутри работают два кассира. Акцент сделан на готовую еду и продукты для быстрого перекуса: кулинария, снеки, мороженое, кондитерские изделия, напитки, есть также молочка и колбасы. Представлены также, как сообщает «Магнит», «востребованные у жителей региона позиции»: чак-чак, эчпочмаки, перемячи, элеши, беккены и другая выпечка. С собой можно взять капучино за 119 рублей или хот-дог за 139. Цены в киоске практически не отличаются от обычных магазинов сети. Всего же ассортимент насчитывает около 430 товарных наименований. Отовариться можно с 7 утра и до 7 часов вечера.

  Внутри работают два кассира. Акцент сделан на готовую еду и продукты для быстрого перекуса: кулинария, снеки, мороженое, кондитерские изделия, напитки, есть также молочка и колбасы Фото: Андрей Титов
Внутри работают два кассира. Акцент сделан на готовую еду и продукты для быстрого перекуса: кулинария, снеки, мороженое, кондитерские изделия, напитки, есть также молочка и колбасы Фото: Андрей Титов

«Мы продолжаем расширять сеть киосков и магазинов ультрамалого формата, в том числе на транспорте. На этот раз „Магнит“ спускается под землю, открывая первый киоск в метро. Мы рады предложить пассажирам казанской подземки все самое необходимое для быстрого и удобного перекуса по привлекательным ценам», — говорит операционный директор формата «у дома» розничной сети «Магнит» Олег Сиднин.

Почему именно в метро? Как рассказали «БИЗНЕС Online» в компании, подобные магазины формата киосков открываются в местах с высоким трафиком. Это офисы, транспортные узлы, пешеходные улицы, парки, спортивные объекты, учебные заведения и т. д. Все торговые точки небольшой площади, а ассортимент закрывает потребность людей в быстром перекусе. Кроме того, формат ориентирован на импульсные покупки. «Особенность формата — небольшой средний чек и высокое число покупок», — добавили здесь.

  Покупателей к открытию зазывали яркие шарики и девушка с микрофоном, которая объявляла о выгодных ценах Фото: Андрей Титов
Покупателей к открытию зазывали яркие шарики и девушка с микрофоном, которая объявляла о выгодных ценах Фото: Андрей Титов

Конкурентов у федерального продуктового ретейлера в казанском метро, можно сказать, нет. Предприниматели подземки в основном торгуют одеждой, детскими товарами, аксессуарами для телефонов, канцтоварами, есть также несколько мини-пекарен и небольшое кафе. Ближайший к станции «Магнит» находится в соседнем ТЦ «Олимп», на выходе со станций в жилых домах также располагаются «Пятерочки».

Тестировать формат киосков в стране «Магнит» начал два года назад. В прошлом году компания открыла два киоска в аэропортах — в Сочи и Казани. В терминале 1А столичной воздушной гавани треть покупок приходится на сотрудников аэропорта. По итогам 2022 года рост продаж торговых точек этого формата составил 71%. Отмечается, что покупательский трафик в сопоставимых киосках повысился на 51%.

На конец декабря сеть магазинов ультрамалого формата объединяла 15 точек по стране. В начале 2023 года кроме киоска в Казани «Магнит» открыл также два мини-магазина в Иваново. Планы по инвестициям в Татарстан ретейлер не раскрывает. Как рассказали нашему изданию, «Магнит» продолжит развивать сеть киосков в столице РТ.

   Представлены также, как сообщает «Магнит», «востребованные у жителей региона позиции»: чак-чак, эчпочмаки, перемячи, элеши, беккены и другая выпечка. С собой можно взять капучино за 119 рублей или хот-дог за 139 Фото: Андрей Титов
Представлены также, как сообщает «Магнит», «востребованные у жителей региона позиции»: чак-чак, эчпочмаки, перемячи, элеши, беккены и другая выпечка. С собой можно взять капучино за 119 рублей или хот-дог за 139 Фото: Андрей Титов

Бизнес на ларьках в метро: сколько выручит «Метроэлектротранс»?

Арендой торговых помещений в подземке Казани занимается МУП «Метроэлектротранс». Площадь помещений — от 2 до 50 кв. метров. В компании не смогли оперативно ответить на запрос издания по поводу арендных условий для «Магнита». Однако уточнили, что все помещения на станциях сдают в долгосрочную аренду одной компании, а уже та занимается субарендой и ведет все отношения с бизнесом.

Открытые предложения по аренде помещений в казанском метро «БИЗНЕС Online» нашел на сайте ООО «Квинтэс-Групп». Компания создана в Казани в 2015 году. Здесь сказано, что постоянными клиентами являются более 120 индивидуальных предпринимателей, а также крупные предприятия и банки города. «Все объекты, торговые площади и павильоны возводятся по современной и безопасной технологии и выполнены в соответствии с требованиями городской концепции, утвержденными нормативными актами комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета г. Казани и МУП „Метроэлектротранс“ г. Казани», — говорится на официальном сайте.

В аренду можно взять помещения на станции «Площадь Тукая» от 500 рублей за «квадрат», в подземном переходе Ямашева – Амирхана за 1 тыс. или на станции «Проспект Победы», также от 1 тыс. рублей за «квадрат» в месяц. Судя по размещенным ценам, локация, которую выбрал «Магнит», самая дорогая. Ставки в торговой галерее начинаются от 1,9 тыс. рублей за квадратный метр. То есть размер арендной платы от федерального ретейлера в год может составлять от 720 тыс. рублей. Ларьки ближе к ресторану «Вкусно — и точка» и вовсе сдаются от 3 тыс., причем это совсем крохотные точки по 12 «квадратов».

   Судя по размещенным ценам, локация, которую выбрал «Магнит», самая дорогая. Ставки в торговой галерее начинаются от 1,9 тыс. рублей за квадратный метр Фото: Андрей Титов
Судя по размещенным ценам, локация, которую выбрал «Магнит», самая дорогая. Ставки в торговой галерее начинаются от 1,9 тыс. рублей за квадратный метр Фото: Андрей Титов

ООО «Квинтэс-Групп» создано Наилем Юсуповым, родственником ныне покойного гендиректора «Казаньоргсинтеза» Наиля Юсупова. Основной вид деятельности — деятельность агентств недвижимости. Компания активно участвовала в аукционах, организацией которых занимается КЗИО. Эти аукционы касались продажи права размещения нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах Казани. Так, в 2016 году компания приобрела право на размещение нестационарных торговых точек в переходе в Авиастроительном районе, а подземный переход на пересечении улицы Амирхана и проспекта Ямашева компания взяла под ларьки за 37,8 млн рублей.

В 2018 году Юсупов дробит свой бизнес: 49% компании переходит в руки Елены Герих, а 16,7% получает Эльвира Абдулхакова. Вскоре 49% переходит от Герих к Галине Кузнецовой, а в 2020 году контроль на 49% компании получает Иван Кузнецов, который с 2005 по 2018 год работал в мэрии Казани на различных должностях — от ведущего специалиста отдела управления делами аппарата исполнительного комитета до замруководителя исполкома города. Кузнецов курировал борьбу с несанкционированной уличной торговлей, самовольными постройками в виде ларьков и торговых павильонов. Позже он покинул эту должность — его подозревали в покушении на получение взятки должностным лицом в крупном размере. В 2017-м было возбуждено уголовное дело, однако позже постановлением первого заместителя прокурора Татарстана Сергея Старостина решение было отменено.

В июне 2021 года Юсупов вновь перераспределил доли. У Кузнецова и Абдулхаковой с тех пор равные права на компанию. По итогам 2021-го компания сгенерировала выручку в размере 74 млн рублей, получив при этом 28,6 млн рублей чистой прибыли.

  «Стоимость товаров там будет, наверное, выше, чем в больших магазинах» Фото: Андрей Титов
«Стоимость товаров там будет, наверное, выше, чем в больших магазинах» Фото: Андрей Титов

«Скорее всего, этот малый ассортимент отразится на стоимости»

Первопроходцем по открытию киосков в казанском метро стала татарстанская сеть «Бахетле», запустив в 2011 году ларек на станции «Кремлевская». Брендовый киоск работает до сих пор. Он предлагает казанцам и гостям фирменную выпечку и кулинарные изделия. Раньше мини-магазин был также на «Козьей Слободе», но затем закрылся. Опрошенные эксперты по недвижимости и ретейлу отмечают, что такие магазинчики на трафике востребованы. Сдаются в подземельях не только готовые помещения, но и «голый пол», когда арендаторы делают магазинчик под свои требования.

«Выход в метро — это просто диверсификация, то есть что-то типа „магазина у дома“. Как правило, в переходах я сталкивался с тем, что в аренду сдают пол и дают точки подключения. Делают выгораживание торговых площадей алюминиевыми витринами, протягивают коммуникации. Отделка — за самим арендатором. Что касается локации метро, то зачастую бывает, что идешь — и воды захотелось или лекарство запить, а негде… Я считаю, что этот формат будет востребованным, — говорит гендиректор консалтинговой компании A-Development Мурат Ахмеров. — Если мы говорим о метро, то, как правило, это дорогие локации с высокой арендной ставкой. Я думаю, до 3 тысяч рублей. Оттого что формат будет маленьким, ассортимент будет небольшим. Алкоголь однозначно отпадает, потому что для его продажи необходимы площади больше 50 квадратных метров. Скорее всего, этот малый ассортимент отразится на стоимости. То есть стоимость товаров там будет, наверное, выше, чем в больших магазинах».

  «Магнит» сегодня развивает разные форматы продуктовых магазинов — у дома, семейный, дискаунтеры «Моя семья», «Магнит Сити», суперсторы «Магнит Экстра», а также киоски «Магнит Go» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Магнит» сегодня развивает разные форматы продуктовых магазинов — у дома, семейный, дискаунтеры «Моя семья», «Магнит Сити», суперсторы «Магнит Экстра», а также киоски «Магнит Go» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Судя по тому, что в новой торговой точке „Магнита“ акцент сделан на готовую еду и продукты для быстрого перекуса, то формат рассчитан на высокий трафик. С этой точки зрения выбор места совершенно логичен и оправдан, — считает полномочный представитель РГУД в Республике Татарстан Елена Стрюкова. — Подобный киоск у „Магнита“ в Казани работает с сентября в аэропорту: прилетел, взял готовую еду, поехал домой».

«Магнит» сегодня развивает разные форматы продуктовых магазинов — у дома, семейный, дискаунтеры «Моя семья», «Магнит Сити», суперсторы «Магнит Экстра», а также киоски «Магнит Go». В январе стало известно, что ретейлер может запустить новую сеть «магазинов для бедных» (сама компания позиционирует этот вариант как формат для экономных покупателей). В Татарстане же федеральному игроку наряду с «Пятерочкой» становится все теснее. По итогам 2021 года в Высокогорском, Верхнеуслонском и Камско-Устьинском районах совокупная доля магазинов «Пятерочка» и «Магнит» превысила уже 70% — открываться там им уже нельзя. В ФАС по РТ призывали районы республики работать и с другими сетями, чтобы «бело-красные» и магазины X5 Retail Group не были монополистами на рынке.

Анна Городнова