Казалось бы, ситуация препаршивейшая, всё идёт прахом.
И экономика, и политика, и мораль со свободами и правами.
Оголяется российский обыватель, явственней становятся его худшие достоинства, поганенькое стремление жить за чужой счёт и замшелое чувство собственной ничтожности.
Неотвратимость ещё более худших времён становится реально ощутимой.
Конечно, они придут эти худшие времена и так долбанут, что многие удивятся: оказывается движение вниз не имеет границ!
Так откуда берётся оптимизм? Пресловутая вера в то, что "и это пройдёт"?
Помнится жил я в 80е годы. Нормально вроде жил, работал, шил джинсы нелегально для "удовлетворения растущих потребностей" и не чаял оказаться в другом мире, свободном от газеты Правда и телевизора.
В том мире, где границы - условность, где коммунизм - ругательство, где не сажают в психушку за "Архипелаг Гулаг", где Хельсинская группа - это уважаемая правозащитная организация, а не полуподпольная кучка диссидентов.
Где вещи называют своими именами и портреты партийных старцев не "украшают" фасады зданий.
В этом царстве зрелого социализма ничего не предвещало скорого конца, те же речи, те же парады и демонстрации, какая-то возня на тему "сделаем жизнь ещё лучше" и рассказы о том, как загнивает Запад, стремящийся за наш счёт поправить свои дела.
И тогда и сейчас мало у кого возникал вопрос: как можно поправить дела за счёт глубоко неразвитой страны? Я бы советовал обходить её стороной!
А потом - раз и привет!
Вот только не надо мне втирать про диалектику и причинно-следственные связи, я марксизму ленинизму обучен! Зачёты и экзамены, хоть не с первого раза, но сдал.
Что мол, долго копятся противоречия, а потом они переходят в качество и тогда...
Я пытаюсь вспомнить, как именно реагировал на происходящее вокруг, о чём говорил с друзьями, чувствовал ли "ветер перемен" и было ли это приоритетом жизни.
Нет, мы тупо жили и тупо пришли туда, где всё вдруг стало иначе.
Может кто-то скажет, что партийцы Горбачёв и Ельцин - охренеть какие умные, а Чубайс с Гайдаром - гениальные чуваки, способные менять устройство мира?
Вот, чувствую, улыбаюсь.
Ничего похожего, просто пришло время и то доброе, что кем-то было заложено в истории, вышло наружу. Одномоментно!
Это я называю историко-политическим оптимизмом, когда любая самая дикая и неестественная ситуация неожиданно меняется в лучшую сторону.
Конечно, мы этого не заслужили, хотя бы просто потому, что никаких сил не приложили к этим изменениям. Если бы приложили, то ценили бы! А так: легко пришло, легко и ушло!
Потребовалось всего двадцать лет, чтобы контора вернула всё вспять. И вот уже "Архипелаг" призывают изымать, Хельсинскую группу признают враждебной, не продолжаю - Вы сами всё видите.
Так был ли поворот? Или лёгкий зигзаг?
Если обратиться внутрь, в естество народного сознания, то происходящее кричит, что это был просто сон, химера, иллюзия.
Как ничего не надо было людЯм, так и осталось!
Махровое безразличие - вот отличительная черта хомо совьетикус, он живёт, по тому что, так случайно вышло. Получилось так, он родился, спасибо маме с папой и Партии!
И вроде бы на этом можно было бы поставить точку, всё равно ничего тут не поделаешь, куда его не засовывай, он останется таким всегда, тем же злым и завистливым, глупым и упёртым.
Мне тут недавно рассказывали о понятии "политическая нация". Очень приятный и умный собеседник, историк, как и я. Только я ничего не понял. Потом почитал, но кроме слов и хитромудрых вывертов профессиональных изобретателей смыслов, там не обнаружил. Видимо - доступно лишь погружённым, ищущим дополнительные стимуляции мозга.
Оно - конечно, но вот сколько не пытаюсь, не могу найти никаких следов осмысленных политических воззрений у соотечественников. А уж у нации в целом?
Но пишу я не об этом. Пишу о том благом оптимизме, что хранится в нашей ДНК. Который сквозь кровь и лишения, невзгоды, несправедливость и притеснения, даёт нам силы оставаться самими собой.
Этот оптимизм - он может никак не проявляться в реальной жизни, быть спрятанным глубоко-глубоко, но он - есть и это греет.
Взять сегодняшний день. Он как фурункул - накапливает гной, чтобы прорваться в один прекрасный момент, когда исчезнет тягость вредных процессов. Можно лечить мазью, а можно просто подождать и если это не смертельная болячка, то пройдёт сама собой.
И мы ждём. Как ждали всю прежнюю жизнь.
Потому что мы - оптимисты, хоть и редко в этом признаёмся.
Ну да и про стакан, конечно, полупустой не забываем. Главное, чтобы он - был!
Ведь оптимизм как раз на его дне и хранится.