Найти тему

Частые ошибки в сочинении ЕГЭ. Орфография и пунктуация (часть 2)

1. Правописание наречий.

Запомните, как пишутся наречия: зачастую, поэтому, смотреть подолгу, подумать сначала (но «с начала лета» – есть зависимое слово), выставлять напоказ, уехать за рубеж (жить за рубежом), уехать за границу (жить за границей), более-менее (более или менее) и т.д.

2. Правописание производных предлогов и частиц.

Обращайте внимание на написание таких предлогов, как вследствие (= из-за), в продолжение, в течение, в заключение, в отличие от, за счёт, ввиду (= из-за, но «иметь в виду»), в виде, несмотря на (= вопреки), невзирая на и т.д.

Запомните, что частицы вряд ли, навряд ли пишутся раздельно.

3. Правописание союзов.

«Она спасет сына от смерти, при этом предаст его».
«Чтобы показать, как изменился герой, автор описывает его жизнь после посещения родной деревни».
«Это то, что доступно каждому из нас, причём абсолютно бесплатно».

Различайте союз ТАКЖЕ и наречие ТАК с частицей ЖЕ:

«А также (союз) такое поведение героя говорит о том, что ему важно мнение окружающих».
«Герой всё так же (наречие) любит её, но делает выбор в пользу карьеры».
«Она так же (наречие), как рассказчик, готова отказаться от всего ради справедливости».

А также союз ТОЖЕ и местоимение ТО с частицей ЖЕ:

«Я полностью согласна с мнением автора и тоже (союз) считаю, что умение радоваться мелочам способно сделать мир лучше».
«Герой повторяет одно и то же» (местоимение).

4. Ошибки, связанные с употреблением НЕ и НИ.

«Где бы он не был …»

Правильно: «где бы он ни был …» (уступительное значение).

«Едва ли ни каждый …»

Правильно: «едва ли не каждый ...» (едва ли не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не и т.д.).

«Ни раз»

Правильно: «Не раз» (= много раз).

«Не разу»

Правильно: «Ни разу» (= никогда).

Конечно, чтобы видеть в своём тексте ошибки такого рода, нужно развивать орфографическую зоркость. Этому мы учим на наших уроках, вместе с учениками анализируя ошибки в своих и чужих сочинениях. Не забывайте: чем больше вы пишете сочинений, которые проверяет опытный учитель, тем меньше ошибок допускаете каждый раз. Оформите заявку, и мы свяжемся с вами, чтобы рассказать, как можно попасть к нам на обучение.

5. Выделение запятыми слов и конструкций, не являющихся вводными.

Примеры с ошибкой:

«Тем не менее, герой отказывается от этого предложения».

Правильно: «Тем не менее герой отказывается от этого предложения» («тем не менее» никогда не выделяется запятой).

«В заключение, хотелось бы сказать, что природу нужно любить и беречь».

Правильно: «В заключение хотелось бы сказать, что природу нужно любить и беречь» (производный предлог «в заключение» не выделяется запятой).

«Однако, герой выбирает работу, а не любовь».

Правильно: «Однако герой выбирает работу, а не любовь» (однако = но).

«Также, этот пример показывает, как сложно было сделать правильный выбор».

Правильно: «Также этот пример показывает, как сложно было сделать правильный выбор» (соединительный союз «также» не нужно выделять запятой).

«Книга учит многому, в первую очередь, она учит размышлять».

Правильно: Книга учит многому, в первую очередь она учит размышлять (наречное словосочетание «в первую очередь» не выделяется запятыми).

6. Отсутствие запятых, выделяющих вводные слова и конструкции.

Предложения с ошибкой:

«По мнению автора яд отделил истинного гения от мнимого».

Правильно: «По мнению автора, яд отделил истинного гения от мнимого».

«Такие слова автора наводят читателя на мысль о том, что в современном мире действительно люди стали меньше заботиться друг о друге».

Правильно: «Такие слова автора наводят читателя на мысль о том, что в современном мире, действительно, люди стали меньше заботиться друг о друге» (Ср. без запятой: «Я действительно так считаю». В данном примере «действительно» – член предложения).

7. Лишний знак препинания (особенно после обстоятельств).

Примеры с ошибкой:

«В предложенном для анализа тексте, автор ставит проблему …»

Правильно: «В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему …»

«Далее, автор текста обращает внимание на то, к чему привел поступок героя».

Правильно: «Далее автор текста обращает внимание на то, к чему привел поступок героя».

«При оценке и анализе исторических событий, нельзя …»

Правильно: «При оценке и анализе исторических событий нельзя …»

«Вот, что говорит об этом автор: …»

Правильно: «Вот что говорит об этом автор: …»

8. Парные знаки препинания (открытие и закрытие оборотов, придаточных частей и пр.).

Примеры с ошибкой:

«Пример убеждает нас в том, что герой – справедливый и честный человек, но читая текст дальше, мы понимаем …».

Правильно: «Пример убеждает нас в том, что герой – справедливый и честный человек, но, читая текст дальше, мы понимаем …» (выделяется запятыми деепричастный оборот, стоящий после союза «но»).

«Герой будучи человеком добрым и отзывчивым, не может пройти мимо чужого горя».

Правильно: «Герой, будучи человеком добрым и отзывчивым, не может пройти мимо чужого горя» (выделяется с двух сторон запятыми деепричастный оборот).

«Этот пример показывает, что, для того чтобы стать гением нужно иметь не только талант, но и чистую душу».

Правильно: «Этот пример показывает, что, для того чтобы стать гением, нужно иметь не только талант, но и чистую душу» (необходимо закрыть придаточное предложение с союзом «для того чтобы»).

«Заступиться за человека, пытаясь восстановить справедливость, несмотря на то что можно потерять всё ­– это мужественный поступок».

Правильно: «Заступиться за человека, пытаясь восстановить справедливость, несмотря на то что можно потерять всё, ­– это мужественный поступок» (необходимо закрыть придаточное предложение с союзом «несмотря на то что»).

9. Запятая перед «как».

Примеры с ошибкой:

«Даже такие как …»

Правильно: «Даже такие, как …»

«Сначала в тексте говорится о слове, как об историческом источнике».

Правильно: «Сначала в тексте говорится о слове как об историческом источнике» (запятая не нужна, так как «как» = в качестве).

10. Ошибки в оформлении чужой речи.

«Нравственное начало становится пробой гения» – говорит нам автор.

Правильно: «Нравственное начало становится пробой гения», – говорит нам автор.

Запомните основные правила постановки знаков препинания при прямой речи:

А: «П».

«П», – а.

«П?» – а.

«П!» – а.

А – слова автора.

П – прямая речь.

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наше сообщество ВКонтакте. Сейчас самое время научиться писать сочинение ЕГЭ и закрыть пробелы в знаниях, чтобы решить тест на максимум. Кстати, мы набираем полугодовые группы по самым выгодным ценам. Оформите заявку, чтобы мы связались с вами.

Сборник Н.А. Сениной, С.В. Гармаш
Сборник Н.А. Сениной, С.В. Гармаш