Найти в Дзене
Оля Тихонова

Мой путь... О композиции, синем чугунке и педагоге

Оглавление

©, Оля Тихонова, 2023 Рубрикатор

Что-то мне сегодня не рисуется...

Хотя сегодня самый важный день для рисования — четверг — мой свободный день, и надо заниматься композицией, я опять балбесничаю по неизвестным причинам. Уже миллион раз повторила, что «композа сама себя не нарисует», и всё равно бездельничаю. Точнее, делаю всё по принципу «чтобы не делать, лишь бы не композицию!»: печатаю акты для площадки-партнёра, пишу статью, мою кисти, болтаюсь по сайту Авито на предмет поиска советской пастели (нашла и даже заказала), подумываю не пойти ли пилить оргалит для изготовления холста под следующую живописную постановку...

Спросите: «Чего так?», а я отвечу: «Сложно! Вот и отлыниваю...». Сочинять картину сложно. Это, наверное, самое сложное, что существует в моём художественном ремесле.
В прошлом семестре именно композиция «выжала из меня все соки», «вытянула всю душу» и остальные похожие словосочетания. Тем было три:

  1. «Натюрморт» (его вы уже видели в статье Мой путь... 27 декабря) — тот самый, что с «неправильным» топором,
  2. «Бытовая ситуация» (я рисовала кафе, может позже покажу частями... вряд ли целиком, потому что осталась недовольна работой),
  3. «Сказка».
Картон к композиции "Северная сказка", бум., соус, сепия, 70х50
Картон к композиции "Северная сказка", бум., соус, сепия, 70х50

«Сказка» далась мне кровью и через невероятное сопротивление. Я сопротивлялась требованиям педагога и боролась с собственным перфекционизмом, а мне сопротивлялся материал.

С самого начала мне хотелось сделать что-то на тему русского Севера, поэтому я выбрала практически «первую попавшуюся» народную (ненецкую) сказку «Два брата и великан» и минут за пятнадцать наваяла эскиз. Вот на этом первом эскизе мой запал и иссяк, даже несмотря на большой интерес педагога к теме в целом и к эскизу в частности (и даже несмотря на похвалы за тему и эскиз!). Следующие три месяца я переживала ситуацию «мыши и кактус»: рыдая, вымучивала картинку.

В конце-концов, я победила материал, а педагог победила меня (возможно, это было в другой последовательности).

Мой педагог «тянула, толкала и пинала» меня всю дорогу, ни на минуту не сомневаясь, что «я смогу и я сделаю». Она категорически отвергала другие варианты, к которым я хотела перейти, бросив разрабатывать Северную сказку. Я ныла и стонала, я тащила ей эскизы к русским народным и авторским сказкам, но Мария Сергеевна была — кремень (а она, между прочим, ровесница моей дочери).
И за всё это — за твёрдость, за веру в меня, за уверенность в правильности своего решения — большое ей человеческое спасибо! Без неё я бы не вышла на результат.
Итоговый вариант композиции "Северная сказка", бум., гуашь, 70х50
Итоговый вариант композиции "Северная сказка", бум., гуашь, 70х50

Но вот наступил новый семестр и три новых темы... «Интерьер», «Натюрморт в интерьере», «Городской пейзаж». И всё по новой: я сделала зарисовки интерьеров (ездила, между прочим даже, в Замок Шереметьева — тот, что в соседней республике Мари-Эл, и в Дом Рукавишникова — это уже в Нижнем Новгороде), получила одобрение педагога... мыло-мочало, начинай сначала! Готова начать рыдать в голос и жевать кактус.

P.S.: У моего педагога Марии Сергеевны Егоровой до 26 февраля проходит персональная выставка в ЦК «Рекорд», ул. Пискунова 11/7 (в двух шагах от Покровки). Если вы из Нижнего или в гостях, приходите посмотреть (вход свободный). И помните, все работы продаются!

Картина "Студенты", которая мне понравилась больше всех других работ выставки.
Картина "Студенты", которая мне понравилась больше всех других работ выставки.

***

Хотела закончить, но загрузила фотографию и поняла, что обязательно надо рассказать мою личную историю, связанную с этой работой.
На картине изображён натюрморт — это самый что ни на есть реальный натюрморт, который Мария Сергеевна поставила в мастерской для параллельной группы нашего курса — итоговый натюрморт I семестра.

В нашей мастерской стоял другой итоговый натюрморт, который я, конечно же, написала, но всё же мне очень хотелось написать ещё и этот (с Синим чугунком!).

Синий чугунок попадал в постановки дважды, но я всё время рисовала что-то другое, параллельное. А хотела чугунок...
Итоговый натюрморт I семестра для нашей группы
Итоговый натюрморт I семестра для нашей группы

Постоянные читатели моего канала, конечно, помнят про невообразимую кучу долгов, которые я накопила к просмотру (и в основном это были долги по композиции). Вот из-за этой «кучи» я и не смогла написать натюрморт из соседней мастерской — натюрморт с Синим чугунком (расстроилась).

Представляете моё удивление/восхищение/огорчение, когда я пришла на выставку и обнаружила на самом почётном месте, словно генерала на свадьбе, натюрморт с Синим чугунком, который я так и не написала.

Но это не конец истории...

Моё удивление/восхищение/огорчение утроилось, когда я поняла, что Мария Сергеевна написала натюрморт в картине по памяти (и, возможно, немного по фотографии). Дело в том, что во всех авторитетных пособиях по рисованию пишут: наравне с натурными зарисовками ОБЯЗАТЕЛЬНО пишите и рисуйте по памяти! Я пробовала. Как раз в то время, когда синий чугунок стоял в постановке впервые и в нашей мастерской. Но я писала не его. Я тогда сильно портила ДРУГОЙ натюрморт. Дома я попыталась переписать испорченный натюрморт по памяти (а также по фотографии, эскизу и испорченному варианту), но у меня ничего не вышло.

Мораль:

Если бы у меня была стена подходящего размера, я бы обязательно купила работу Марии Сергеевны и повесила бы себе в назидание: «Надо больше и быстрее работать! Надо вовремя делать композицию! И уже начни, наконец, писать по памяти...».

Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора. Рубрикатор (перечень всех статей канала, разбитых по темам)