Найти в Дзене
Балканы и краски

Иконописное ателье. Зачем сербскому иконописцу трость?

Оглавление

Периодически в сети Интернет попадаются мне заметки разных иконописцев, фотографии всевозможных иконописных ателье, и прочее подобное, однако... нигде на них тростей нет. Лишь изредка бывает, что у детей под рукой лежит небольшая деревянная рейка, но на этом все. Однако у нас, в Воеводинской автономии, трость это обязательный инструмент иконописца – так как-то издревле повелось, не учат работать с ними только в некоторых местах, где обучение ведут исключительно ради прибыли и к делу относятся несерьезно.

Герои штапа и кисти

По-сербски называется этот инструмент "штап", что во всех остальных случаях обозначает трость. Корректно ли переводить это так или следует оригинальное слово и использовать – затрудняюсь ответить. Впрочем, сути это не меняет: перед нами в любом случае длинная, чуть короче метра, абсолютно прямая деревянная палка круглого сечения, с круглым же навершием. Навершие, в свою очередь, бывает тканевое, деревянное, а порой делают из прессованной бумаги и большого значения всё это не имеет – играет роль тут только простота изготовления.

Штап в моих руках. На фоне – первые попытки постичь мастерство проведения нужной линии на примере канонического глаза.
Штап в моих руках. На фоне – первые попытки постичь мастерство проведения нужной линии на примере канонического глаза.

Так зачем же этот инструмент нужен?

  • Упор на трость позволяет руке ремесленника оставаться более стабильной и выписывать более ровные и мелкие детали, а движения становятся больше похожими на письмо в обычном значении этого слова. Последнее, в свою очередь, придает некоторые характерные особенности линиям.
  • Считается, что таким образом выражается дополнительное уважение к самой иконе, потому как контакт с руками иконописца почти полностью исключается на большинстве этапов работы
  • О трость иконописец поправляет ворс кисти при мелкой работе, снимает излишки краски, пробует линию и тон
  • Короткие засечки краской на трости могут помочь мастеру отмерить расстояние на работе-копии для сохранения пропорций и композиции оригинала

Известно, что первые иконы писались точно теми же способами и материалами, как и тысячи лет назад писали фаюмские портреты в Древнем Египте. Тогда трости были меньше по размеру и тоньше, а конец их использовался для затирания воска, с которым смешивались пигменты, и прочерчивания черновика. Сейчас в такой технике пишут разве что энтузиасты, хотя в остальном мало что изменилось.
Так что, в руках иконописца трость инструмент важный.

Пара слов о работе с тростью

Учатся пользоваться штапом с первых дней и, надо сказать, что навык это чуть более сложный, чем может показаться со стороны. Держат его левой рукой за нижний конец, постоянно перемещая по работе и придавливая к полотну, чтобы он не смещался. Правая же рука должна опираться на трость ребром ладони и иное совершенно недопустимо. Что важно, при том кисть правой руки должна двигаться свободно и на тот же манер, как когда рука выводит текст по бумаге.

Таня, ученица нашего ателье, пишет икону Иоанна Крестителя с помощью кисти и трости
Таня, ученица нашего ателье, пишет икону Иоанна Крестителя с помощью кисти и трости

Лично у меня все это вызвало ощутимые трудности: то правая рука сместится, потому как явно есть более удобные положения, то в левой потеряешь нужный упор и трость соскочит, заодно испортив деталь на работе, то непонятно, как вообще разместить ее. С уверенностью могу сказать, что начинающему ремесленнику этот инструмент больше мешает, чем помогает. Только к четвертому занятию у меня начало получаться более или менее сносно контролировать обе руки при работе, а от трости начала появляться хоть какая-то польза. Однако, с ростом мастерства штап становится замечательным помощником и мучения на первых порах стоят того, чтобы освоить навык владения им.

О сакральных смыслах

Как и во многих других случаях, не обошлось тут и без дополнительных смыслов: считается, что трость иконописца символически имеет те же значения, что и трость писца (впрочем, те были тоньше и короче).

Апостол Лука за работой. Изображение из средневекового труда (фото из сети Интернет)
Апостол Лука за работой. Изображение из средневекового труда (фото из сети Интернет)

Ниже приведу цитату из научного труда «Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация» за авторством Гудкова Алексея Геннадиевича:

"Трость (лат. calamus, arundo) — атрибут и символ царского достоинства; орудие Бога и Ангелов; скипетр Царя царей, «который тростию биен был по главе и принял тростниковый жезл, сокрушая главы змиев и пиша наше спасение», посох пастыря. В одном из произведений Романа Сладкопевца (кон. V в. — ок. 556) Христос, обращаясь к апостолу Петру, говорит: «Я макаю калам и пишу грамоту о даровании милости на вечные времена». Фрагменты вводной и завершающей частей популярного эфиопского апокрифа «Свиток Оправдания» (Ldfafa Sdddq) гласят: «Сия Книга Спасения и Книга Жизни “Свиток Оправдания”. Ее написал Отец своею рукою златою тростию <...> Сию книгу пишущего и заказывающего написать запишется имя в книгу живота тростию оправдания на столпе златом, и он вкусит хлеба манны теплого на горе Сионе».

Трость — также столп, отсылающий к образу Axis mundi, означающий единство и непоколебимость, на котором «должна утверждаться священная трапеза». Широко известен устойчивый агиографический топос «столп»: святой как «пишущий» спасение и одновременно сам являющийся «написанной» Богом «непоколебимой скрижалью». Симеон Солунский уподобляет столпам, поддерживающим престол, пророков и апостолов, а Иисуса — одному столбу, называемому «тростию, во образ одного, превосходящего всех».

Трость — это и орудие пытки, Крест: «Христе Боже нашъ <...> тростго креста ыбагрешемъ червленымъ, своа персты ыкровавивъ, ыставителнаА намъ, царски подписати челов%колюбьствовавъ» — поется в стихире-славнике на «Господи воззвах» Крестопоклонной недели.

Как измерительный инструмент трость «подобна жезлу», упоминается в Апокалипсисе (11. 1; 21. 15-16), выступая в качестве своего рода изначальной меры, сакральной единицы. Прямая трость в деснице писца-пророка указывает проповедуемый им прямой путь, путь истины и жизни: «Азъ есмь путь и истина и животъ» (Ин 14. 6). Писчая трость отсылает нас и к копью сотника Лонгина, а через него — к евхаристическому копию (греч. Хбухп). Византийские «ораторы XII в. любили сопоставлять тростниковое перо, бичующее противника, с копьем, обагренным вражеской кровью»."

С полным текстом работы, из которой можно узнать об истории инструмента с древних времен, желающий может ознакомиться здесь.

К слову, кроме того что ни один фараон не мог прожить без коллекции тростей, свои инструменты-трости в прошлом были у врачей, архитекторов, ювелиров и плотников.

Трость архитектора с мерой длины внутри, фотография из сети Интернет
Трость архитектора с мерой длины внутри, фотография из сети Интернет