Найти тему
44,5K подписчиков

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Вспоминаем историю

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».-2

26 января 1873 года из Минска отправился первый поезд в Вильно по стартовому участку Ландварово-Роменской железной дороги. Именно в этот день полтора века назад наш город официально стал крупным железнодорожным узлом. Оказавшись на перекрестке стальных магистралей, которые соединяли крупные российские города с европейскими, а также вели к балтийским и черноморским портам, Минск стал очень быстро расти. Только за два последних десятилетия ХIХ века население города увеличилось более чем вдвое — с 42 тысяч до 90 тысяч человек. Менялся вместе со столицей и ее железнодорожный вокзал.

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».-3

Всем трудностям вопреки

Практически полвека в Минске работали сразу два железнодорожных вокзала. Первым пассажиров в 1871 году принял небольшой Александровский вокзал. Он находился в районе современного остановочного пункта «Институт культуры». В 1928 году его закрыли, а во время немецких бомбардировок в июне 1941 г. деревянное здание сгорело.

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».-4

Виленскому вокзалу повезло гораздо больше. При открытии в 1873 году он состоял из деревянных павильонов. В одном из них находился собственно вокзал, в других — служебные объекты. Через 20 лет после открытия его перестроили в красном кирпиче. Это здание пережило несколько основательных реконструкций в мирное время, и дважды его восстанавливали после сильнейших повреждений, которые принесли ему советско-польская и Великая Отечественная войны.

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».-5

В 1970-х появилась идея создать по обеим сторонам вокзала самый большой в Беларуси транспортно-пересадочный узел. В него должны были войти вокзалы железнодорожный и автобусный, две станции метрополитена, десятки маршрутов общественного транспорта, а также крупные дороги. На такую перспективу старое здание вокзала явно не было рассчитано, поэтому его ждал снос.

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».-6

Из масштабного проекта к началу 1990-х в камне воплотились лишь конкорс — зал ожидания, расположенный над путями, и служебно-технический корпус, знакомый горожанам по гостинице «Экспресс». А затем наступила полоса невезения. Старое здание железнодорожного вокзала пришлось сносить не планово, а экстренно, из-за того что оно за сравнительно короткое время сильно растрескалось. Ко всему прочему, это случилось в 1991 году, когда экономическая ситуация в стране, мягко говоря, была неблагоприятной. Пришлось пересматривать проект. Большая стройка вновь заработала только в 1995 г. и заняла свыше пяти лет. Первую очередь обновленного железнодорожного вокзала торжественно открыли 30 декабря 2000 г. с участием Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Полностью же комплекс был сдан спустя ровно два года. Его площадь превысила 35 тысяч м2. Здание вокзала насчитывает семь этажей, два из которых технические.

Технологии комфорта

— Надежную круглосуточную работу вокзала и станции обеспечивают более 500 сотрудников, — объясняет начальник станции Минск-Пассажирский Александр Дрожжа. — Это представители самых разнообразных профессий: дежурные по станции и по парку, составители поездов, билетные кассиры, дикторы, уборщики, электрики… Через станцию сегодня ежесуточно следуют около 130 пар поездов. Цифра внушительная и обязывает к тому, чтобы следовать высоким стандартам обслуживания и задавать такую же высокую планку для других подразделений Белорусской железной дороги.

Независимо от времени суток и погоды в здании вокзала всегда царит уютная атмосфера. Ее создают огромные панорамные окна и особая система электрического освещения. Станция Минск-Пассажирский удобна для людей с ограниченными возможностями. С учетом этого оборудована одна из билетных касс. А для незрячих и слабовидящих пассажиров продумана специальная система ориентирования. Есть здесь и интересные технологические решения. К примеру, в зале ожидания на 3-м этаже вокзала нет классических радиаторов — комфортную температуру создают пол с подогревом и система вентиляции.

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».-8

Изменились за последние годы и кассовые залы, вобрав в себя новинки технического прогресса. А если у пассажиров возникли вопросы, то их можно прояснить через видеосвязь с оператором контакт-центра. Она обеспечивается при помощи терминалов. Кроме того, на них выводится информация о расписании движения составов.

С первого этажа эскалатор везет сразу на третий. Здесь расположены два зала ожидания. Для самых маленьких пассажиров работает комната матери и ребенка. В ней мамы могут поиграть с малышами, разогреть пищу. Есть здесь помещение для грудного вскармливания и санитарная комната с пеленальным столиком. Рядом с залом ожидания — красочная фотозона и настоящая аллея из деревьев в кадках.

А на втором этаже вокзала пассажиров ждет сервис-центр «Клуб СВ». Тут имеются бар, кожаные кресла, доступ в интернет, возможность вызвать такси и даже носильщика. Обстановка позволяет отдохнуть или провести деловую встречу. Чтобы попасть в клуб, необходимо приобрести билет в спальный вагон или же оплатить вход.

Железнодорожной станции Минск-Пассажирский исполнилось 150 лет. Какие метаморфозы происходили с главным вокзалом столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».-9

Говорят пассажиры

Как оценивают работу вокзала горожане? За ответом отправляемся непосредственно на станцию Минск-Пассажирский. Житель столицы Матвей пользуется услугами железнодорожного вокзала стабильно несколько раз в месяц по выходным.

— Очень нравится зал ожидания. Также радует наличие торговых точек с весьма приемлемыми ценами, — делится мнением молодой человек.

Андрей покупает через терминал билет на поезд. Молодой человек периодически путешествует по железной дороге.

— Сложно выделить что-то одно. Табло, лифтов и эскалаторов хватает, зал ожидания удобный, можно зарядить мобильный телефон. Есть электронные кассы, благодаря этому можно не стоять в очереди за билетом. Очень хорошо, что разделены пригородные кассы и поездов дальнего сообщения. Немало точек быстрого питания, — считает парень. — Спасибо всем сотрудникам станции Минск-Пассажирский за заботу. И с красивым юбилеем!

Справочно

Авторы проекта нынешнего железнодорожного вокзала, ставшего визиткой белорусской столицы, — архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов. За свою работу они удостоены Гран-при Национального фестиваля архитектуры в 2001-м, серебряной медали на Всемирном триеннале архитектуры в Софии в 2003-м и Государственной премии Республики Беларусь в 2005 году.

Фото Тамары Хамицевич