Рубеж XVI-XV веков до н.э.
Ближний Восток
В 23-й год своего правления царь государства Та-Мера (= Черная земля) (библ.: Египет) по имени Тутмос становится самовластным правителем**. В этот же год Тутмос приступает к восстановлению позиций Египта в Ретену (совр. Сирии), Ханаане (совр. Палестина) и Финикии, утерянных его предшественниками.
Начинается жёсткая борьба египтян с укрепившимися в этих районах хурритами (их империя носила название Митанни), их ставленниками и союзниками из числа местных владетелей. Эта война шла более 20 лет. Одним из эпизодов этой войны является изложенный ниже случай.
Морской порт, город и крепость Ипу (вар.: Юпа; современная Яффа в Израиле) располагался в Южной Финикии и представлял стратегический интерес: через Ипу можно было морем перебрасывать для действующих в Азии египетских армий подкрепления и снаряжение. Но для этого нужно было подчинить Ипу власти Египта.
Приведение Ипу и его жителей под сень власти повелителя Египта было возложено на военачальника Тхутия (вар.: Джехути).
Тхутий во главе отряда из тысячи воинов подошёл к Ипу, в окрестностях которого разбил лагерь. К правителю Ипу (имени его источник не сообщает) Тхутий направил посланника с предложением встретиться и договориться о переходе Ипу под власть правителя Египта, за соответствующее вознаграждение, разумеется.
Правитель Ипу согласился на встречу, соблазнившись на обещанные дары. Он прибыл к лагерю Тхутия. Свою колесницу оставил за пределами лагеря, а сам с группой воинов явился в шатёр для приемов в лагере Тхутия.
Тхутий принял правителя Ипу, как дорогого гостя, организовал в его честь пир.
В ходе пира правитель Ипу и египетский военачальник договорились, что Тхутий вместе со своей женой и детьми посетит Ипу. Правитель Ипу, который с самого начала задумал обмануть египтян (в их лагерь он прибыл, чтобы выведать их замыслы и заманить Тхутия в Ипу), - был обрадован, что всё идет по его замыслу***. А потому охотно согласился на предложение Тхутия отправить в город лошадей Тхутия, членов его семьи, свиты с припасами для их содержания. Когда воины правителя Ипу отправились с лошадьми к городу, а правитель Ипу и Тхутий остались одни, египтянин ударил булавой в висок своего собеседника. Тот потерял сознание и был забит в колодки.
После этого один из местных царьков, приятелей правителя Ипу, который был подкуплен египтянами, вышел из пиршественного шатра к возничему правителя Ипу и просил того, съездить в Ипу, к супруге правителя города. Возничий должен был передать супруге правителя Ипу повеление ее мужа: принять дары царя Египта и быть готовым к захвату Тхутия и членов его семьи ближе к вечеру, когда сам правитель по окончанию пира явится вместе с ними город.
Супруга правителя Ипу отдала приказ пропустить в город носильщиков с дарами царя Египта. Обрадованные щедрым дарам жители Ипу открыли ворота настежь, чтобы впустить в свой город 500 носильщиков, которые несли на себе более 200 тяжело груженных корзин. Никто из местных не удосужился посмотреть, что в этих корзинах. Корзины же были наполнены оружием носильщиков, под видом которых выступали отборные египетские воины. В ряде корзин сидели воины в полном вооружении.
Когда носильщики с дарами царя Египта вошли в город, они вооружились и разогнали местных, которые разбегались в панике кто куда.
Так Ипу стал достоянием египтян. Кого-то схватили, кого-то забили в колодки, кого-то просто разоружили. В город вошёл египетский гарнизон.
Начинало темнеть, когда Тхутий отправил донесение царю Тутмосу, чьи отряды были, видимо, не слишком далеко, что город Ипу захвачен, и нужны воины, которые бы доставили захваченных пленников к царю.
Так что история Трои не единственная в своём роде (в смысле захвата города при помощи коварного плана).
Несколько подобных случаев известны из Средневековой Европы.
Жадные и глупые лохи были во все времена.
* От латинского крылатого выражения "Timea Danaos et dona ferentes" - "Бойся данайцев дары приносящих" - употреблённого у Вергилия при описании осады Трои, а именно эпизода с троянским конём, оставленным в греческом лагере.
*** Как бы жулик жулика обжулил. Правитель Ипу сам намеревался заманить и захватить египтянина с семьёй и немногочисленной свитой у себя в городе. Но египтянин оказался хитрее и опередил.
(Источник: Папирус Берлинского музея № 500)