Найти в Дзене
Пикабу

12 -16 августа 1941 года. Затишье перед бурей

Командование бригады, несмотря на неудачу первого штурма опорного пункта у Катково, было оценена удовлетоворительно. Так командир 29 Кавполка капитан Классовский получил очередное воинское звание майор.

В противном случае он бы разделил судьбу командира 1-го сабельного эскадрона своего полка.

В боевом донесении подписанном майором Классовским в 13.00 часов 12.08.1941 года сказано, что к 0.45 часам 12 августа 29 Кавполк сосредоточился в районе местечка Гороваха. В ходе следования полку все время мешали 4 машины связи 1-го МСП врезавшиеся в колонну и тем самым разбившие ее.

На пути движения сосредоточения противника силами полка не обнаружено.

К донесению была приложена схема расположения полка.

Как мы видим полк занял круговую оборону перехватив дороги идущие через хутор и местечко Гороваха. (Название населенного пункта - местечко вызвано тем, что в этом районе еще со времен Литовского княжества жила значительная еврейская община, истребленная фашистами в годы войны. В м. Ильино в период оккупации находилось гетто).

1 МСП был совершенно в другом месте в лесу западнее хутора Окопы. Штаб бригады находился там же.

Такое размещение было вызвано тем, что бригада находилась в армейском резерве. И ею пытались прикрыть 2 направления одновременно.

.
.

Карта обстановки Западного фронта за 12.08-17.08. 1941 с сайта Память народа.

Между 1-м МСП и 29 Кавполком было порядка 70 км и в случае боевой необходимости каким образом бы они управлялись не совсем ясно. Даже при наличии радиостанций так мешавших на марше кавалеристам.

Радийная связь контролировалась немцами. Их служба радиоперехвата работала четко. Так в фонде 500 относящимся к ГА Центр есть материалы радиоразведки. В них например, есть перехваченная радиограмма конников за подписью Вальс в которой докладывалось о больших потерях. Поэтому радиобоязнь командиров Красной Армии в первой половине войны была оправдана.

Телефонная связь тоже была не устойчивой.

Во время нахождения в резерве шла подготовка бригады к предстоящей операции.

14 Августа майор Есипов доложил командиру Сводной бригады полковнику Николину о готовности полка к ее выполнению.

-3

Стоит обратить внимание на угловой штамп полка. Это все еще был штамп 1-м МСП войск НКВД. Замена штампа не была проведена до конца существования этой части. Видимо поэтому в свое время в сети разгорелась нешуточная полемика к каким войскам принадлежала часть - НКВД или уже стала армейской.

По боевым задачам и подчиненности полк стал чисто армейским и оперативно-чекистские задачи не выполнял.

Хотя в некоторых донесениях артиллеристов, датированных октябрем и ноябрем 1941 года, будет ссылка на агентурные донесения со стороны контролируемой противником. Как говорится: «Руки помнят». А также вместо реальной фамилии командира будет использоваться, как бы сейчас сказали, его позывной.

Кавполк был более подробен в своем донесении от 14 августа 1941 года.

В 1-м эскадроне в 3-х взводах после боев насчитывалось 84 человека вооруженных 71 винтовкой, 3 ручными пулеметами, 1ППШ, сабель 69, пистолет ТТ -2. Конский состав 129 лошадей.

2-Й эскадрон имел 61 бойца в двух взводах. Вооружены они были 44 винтовками, 6 ручными пулеметами, 11 ППШ, 2-ми ТТ и 8-ю Наганами. Сабель было 40 штук. Конский состав 64 лошади.

3-Й эскадрон людской состав 70 человек. На вооружении у них были 59 винтовок, 9 ручных пулеметов, 1 ППШ и 4 ТТ. Сабель 44. Конский состав 68 лошадей.

По пулеметному эскадрону не приводилось данных о личном составе. Но были сведения о наличии 12 станковых пулеметов на 6 тачанках и 3-х бричках. В эскадроне было винтовок 32, ТТ -1, сабля -1. Исходя из количества вооружения в эскадроне было примерно 30-40 человек. 24 пулеметчика с помощниками и коноводы. Конского состава было 30 лошадей.

В противотанковой батарее было 4-ре 45 мм орудия с расчетами в количестве 30 человек с личным оружием 25-ю винтовками, 5 -ю ТТ. Орудийная тяга состояла из 8 лошадей и 2 лошади были выделены под командный состав батареи.

В батарее в которой должны были быть 76-мм пушки пушек не было. В ней числилось 12 человек с 11 винтовками и 1-м ТТ. Также у них было 2 ручных пулемета.

Комендантский взвод был составлен из 11 человек с 10 винтовками, 3 ручными пулеметами, 1-м ТТ и 1-м ППШ.

Хозвзвод имел численность в 25 бойцов и командиров. Вооружен 31 винтовкой, 2-мя ТТ. 6 строевых лошадей и 6 обозных. 2 полевые кухни.

Управление полка включало 27 человек. Вооружение 13 винтовок, 4 ППШ и 6 ТТ. Конский состав составлял 12 лошадей.

Боеприпасов было ½ БК 7, 62-мм патронов и 2 БК снарядов к 45-мм пушкам.

Продовольствия была 1 сутодача. За фуражом и продовольствием был направлен обоз.

В 1-м эскадроне не хватало 6 ручных пулеметов для полного комплекта.

Таким образом, мы видим полк вооруженный в основном легким стрелковым оружием. Автоматическое оружие присутствует, но не в полном комплекте. Тяжелое вооружение представлено 4-мя 45-мм пушками. Численность полка составляет всего 350 человек. Это явно мало для решения сколь-нибудь значительных тактических задач в общевойсковом бою. Фактически перед нами батальон, с которого спрашивали как с полка.

15 Августа командование 1-го МСП выявило первую проблему во взаимодействии с инженерным батальоном 29 Армии. Это подразделение в течении ночи с 14 на 15 августа ничего не сделало для подготовки штурмовых мостиков, мотивируя тем, что нет материалов для вязки моста. Инженерным батальоном дана схема брода в районе наступления не соответствующая по глубине и месту расположения, далеко стоит от поставленной задачи для наступления.

Майор Есипов не стал дожидаться у моря погоды и отправил за проволкой, веревками и гвоздями представителя в г. Торопец. Инициативный был командир.

Немцы в это время тоже не сидели сложа руки и согласно ЖБД 29 Армии продолжали оборудовать опорные пункты не забывая вести беспокоящий огонь. Также противник готовил переправы через реку Западная Двина.

15 Августа выявились проблемы в управлении столь разбросанным соединением.

Майор Классовский на имя начальника штаба бригады майора Петрищева направил докладную записку в довольно резких тонах.

В ней он сообщил, что боевое распоряжение штаба армии № 44 (о подготовке в наступлению) он получил только в 19.25 15 августа. Причем указание было никем не подписано и полк не имел права его выполнять до подтверждения из бригады.

В распоряжении кроме БЕПО -55 действовавшего от станиции Земцы до станции Жарковский соседей не указано. (Майор не знал, что соседей фактически нет и он действует с открытыми флангами. Это наглядно видно на карте Западного фронта приведенной выше.)

Записка начальника штаба бригады приложенная к приказу требовала от полка немедленного выступления, но полк не мог этого сделать из-за активности вражеской авиации. В воздухе постоянно висело 2-3 самолета противника не дававшие возможность высунуться из леса в котором был замаскирован полк. А зенитных средств как мы знаем полк не имел. Использование станковых пулеметов для этой цели было не тривиальной задачей.

Поэтому по телефону с командованием бригады было согласовано выступление полка в ночной темноте.

Связь через делегатов связи которым выступал командир взвода разведки лейтенант Момот несла в себе риски отставания информации от реальной обстановки и ее потери в связи с гибелью посыльных.

Так например, в указании штаба армии маршрут к месту сосредоточения 29 кавполка был указан через Броды, а командование бригады его изменило на путь через х. Ковали. Однако, командир полка не знал реальной обстановки по этому маршруту и наличие топей на нем и поэтому был вынужден перед его выполнением послать на разведку пом нач штаба полка капитана Кириченко. При этом легко можно было представить ситуацию по которой маршрут указанный командиром бригады был бы не проходим. А направить посыльных за 70 км и получить через них своевременный ответ не возможно.

Выручала только здравая инициатива командования на местах.

В итоге все обошлось успешно и к 16 августа 29 кавполк был передислоцирован к озеру Емлень.

-4

После сосредоточения в исходных районах бригаде была поставлена задача на наступление.

Комментарии к посту на сайте Пикабу.