Найти тему

Великий учитель дзен Тик Нат Хан о том, как делать “медитацию объятий”

“Когда мы обнимаемся, наши сердца соединяются, и мы знаем, что мы не отдельные существа”.

“Я обнимаю тебя всем сердцем”, – написал Альбер Камю в прекрасном благодарственном письме своему учителю детства вскоре после получения Нобелевской премии. Обнять друг друга всем сердцем – это, пожалуй, величайший акт признания и благодарности, который только может быть. Сделать это не только словами – это высший дар нашей общей человечности. И все же, несмотря на это осознание – или, возможно, именно благодаря ему; из-за его огромности – мы редко дарим друг другу этот дар.

Как совершить этот высший акт щедрости – вот что исследует легендарный дзен-буддийский монах, учитель и борец за мир Тик Нат Хан (11 октября 1926 – 22 января 2022) в книге “Как любить”, своей светлой медитации об искусстве «взаимобытия”.

“Духовность не означает слепую веру в духовное учение”, – пишет Нат Хан. “Духовность – это практика, которая приносит облегчение, общение и трансформацию”. Одной из самых преобразующих форм светской духовности является само общение в его самом искреннем подобии – интимная храбрость позволить себе быть увиденным, соединиться с нашими собратьями с уязвимостью, необходимой для жизни с открытым сердцем.

В конце 1960-х годов Нат Хан изобрёл – самым органичным и непреднамеренным образом – простую практику, которая придаёт воплощённую форму общению и взаимопониманию, лежащим в основе этой духовной близости. Со своей фирменной добродушной теплотой он рассказывает:

В 1966 году подруга отвезла меня в аэропорт Атланты. Когда мы прощались, она спросила: “Это нормально – обнимать буддийского монаха?”. В моей стране мы не привыкли так выражаться, но я подумал: “Я учитель дзен. Для меня это не должно быть проблемой”. Поэтому я сказал: “Почему бы и нет?”, и она обняла меня, но я был довольно скован. Еще в самолете я решил, что если я хочу работать с друзьями на Западе, то мне придется изучить культуру Запада.

-2

Чтобы преодолеть этот культурный барьер в общении, Нат Хан придумал слияние Востока и Запада, обеспечивающее универсальный человеческий язык для того, что нужно всем – практику, которую он назвал “медитацией объятий”, которая, требуя от нас обезоружить все наши хронические цинизмы, поначалу кажется невыносимо неловкой, но расцветает в глубокое удовлетворение:

Согласно этой практике, ты должен действительно обнять человека, которого держишь в руках. Ты должен сделать его или её очень реальным в своих объятиях, не просто для видимости, похлопывая его по спине, чтобы сделать вид, что ты рядом, а осознанно дыша и обнимая всем телом, духом и сердцем. Медитация объятий – это практика осознанности. “Вдыхая, я знаю, что моя дорогая находится в моих объятиях, живая. Выдыхая, я понимаю, что она так дорога мне”. Если ты будешь глубоко так дышать, обнимая любимого человека, энергия твоей заботы и признательности проникнет в этого человека, и она получит питание и расцветет, как цветок.

В основе медитации объятий, указывает Нхат Ханх, лежат основные дзенские принципы взаимосвязанности и “взаимобытия”, как друг с другом, так и со Вселенной. С великой простотой и искренностью, присущей дзенским писаниям, он рассматривает как межличностные, так и внутриличностные дары этой практики:

Когда мы обнимаемся, наши сердца соединяются, и мы знаем, что не являемся отдельными существами. Объятия с осознанностью и концентрацией могут принести примирение, исцеление, понимание и много счастья. Практика осознанных объятий помогла стольким людям примириться друг с другом – отцам и сыновьям, матерям и дочерям, друзьям и подругам и многим другим.

-3

Но за пределами самого действия самое важное обязательство – намерение абсолютного присутствия с другим и с эфемерной живостью момента, которое, возможно, является задачей, наиболее сложной и в то же время остро необходимой для нашего духовного выживания в современном мире. Нхат Ханх излагает как философские основы, так и практические шаги к овладению этим тонким искусством удерживать целостность друг друга, полностью проживая этот миг существования:

Объятия – это глубокая практика; чтобы делать это правильно, нужно полностью присутствовать. Когда я пью стакан воды, я вкладываю сто процентов себя в то, чтобы выпить его. Ты можешь приучить себя так проживать каждый момент своей повседневной жизни.

Перед тем как обняться, встань лицом друг к другу, следя за дыханием и устанавливая своё истинное присутствие. Затем раскрой руки и обними любимого человека. Во время первого вдоха и выдоха осознай, что ты и твой любимый оба живы; во время второго вдоха и выдоха подумай о том, где вы оба будете через триста лет; а во время третьего вдоха и выдоха осознай, насколько ценно то, что вы оба до сих пор живы.

Когда ты обнимаешься таким образом, другой человек становится реальным и живым. Тебе не нужно ждать, пока один из вас будет готов отправиться в путешествие; ты можешь обниматься прямо сейчас и получать тепло и стабильность своего друга в настоящем моменте.

Мария Попова

The Marginalian