6 шагов, чтобы возвести границы в отношениях со своим ребенком.
Проблемы в поведении ребенка – это лишь симптом, который предупреждает вас о наличии внутренней проблемы. У ребенка без границ они будут возникать постоянно. Вот несколько примеров подобных симптоматичных проблем:
Симптоматическая (видимая) проблема: плохие отметки; командует другими детьми; не слушается; ведет себя вызывающе.
Проблема границ: недопонимание причинно-следственных связей; неуважительное отношение к чужим границам; не боится последствий; считает, что обладает особыми правами.
Ребенку от родителей требуется больше, чем просто разговор о границах. Ребенку нужны родители с границами. Что бы ни случилось, ребенок должен ощущать ваше сопереживание, твердость, свободу и последствия.
Суть границ в отношениях с ребенком не в том, чтобы заставлять его что-то делать. Люди, которых к чему-то принуждают, не имеют свободы для того, чтобы сделать зрелый или нравственно правильный выбор.
Смысл границ – структурировать жизнь вашего ребенка, дав ему возможность ощутить последствия своего поведения, тем самым делая его ответственным и небезразличным человеком.
Шаг 1. Осознайте наличие трех реальностей: существует проблемное поведение, реальная причина в большинстве случаев кроется в проблеме границ, время не лечит.
Шаг 2. Подпитывайтесь энергией других. Вам нужны любовь и помощь других людей. Многие родители проигрывают битву за границы просто потому, что их выматывает активно сопротивляющийся ребенок.
Шаг 3. Укрепляйте собственные границы. Этот шаг побуждает нас работать не только над своими границами, но и над своей жизнью.
Шаг 4. Оценивайте ситуацию и составляйте план действий
Оценивайте состояние своего ребенка и собственные силы и разрабатывайте план действий.
Составьте перечень нескольких важнейших факторов:
1. Возраст. Запомните: чем старше ребенок, тем большее разочарование он способен пережить. 2. Уровень зрелости. Это зависит от таких понятий, как чувство долга, способность заводить друзей и поддерживать дружеские отношения, готовность подчиняться, способность выражать несогласие и протест, умение переносить невзгоды и лишения, переживать потери и неудачи как свои, так и чужие, и отношение к власти. Два самых важных качества характера, без которых у ребенка не наступит зрелости – это привязанность и честность.
3. Среда. В какой обстановке он живет? Может быть, вы разведены или ваш брак неудачен? Нет ли у ребенка каких-либо отклонений от клинической нормы (неврологических проблем, неспособности к учебе, дефицита внимания)?
4. Конкретный конфликт границ. Выделите конкретный вопрос, связанный с границами вашего ребенка. Возникают ли у него проблемы с выполнением правил и обязанностей дома, в школе или с друзьями? Сформулировать это буквально.
5. Серьезность проблемы.
6. Ваши ресурсы.
7. Ваши собственные проблемы. Проследите за собой: как вы реагируете на действия ребенка, избегаете, упрашиваете или игнорируете. Работайте над тем, чего недостает в вас самих, что вызывает вашу несоответствующую реакцию.
8. Условия вашего существования. Если вы находитесь в критической ситуации, то должны получить немедленную помощь. Сначала наведите порядок в самих себе и сформируйте структуру собственной личности, а потом приступайте к наведению порядка и формированию структуры личности своего ребенка.
План действий. Разработайте структуру, которую будете использовать для себя и представите своему ребенку. Лучше всего начать с решения одной или двух проблем границ. Правила должны быть достаточными и необходимыми. Умерьте свои желания.
Последствия. Напишите, что случится, если ребенок не оправдает ваших ожиданий. Он лишится многих привилегий, столкнется со многими ограничениями. Например, не сможет каждый вечер ходить гулять с друзьями, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Устройте все по возможности таким образом, чтобы наказание соответствовало проступку. Установите также положительные последствия, если ваши надежды оправдались, и ребенок добился каких-то успехов.
Шаг 5. Представьте свой план
Пригласите ребенка стать вашим партнером.
Выберите подходящее время, когда между вами и ребенком установились хорошие отношения. Займите позицию "за", а не "против". Скажите ребенку, что возникла проблема, которая причиняет боль ему самому и близким ему людям. Поделитесь своими ожиданиями. Дайте ему понять, соблюдения каких норм вы от него ожидаете. Сообщите о последствиях. Придавайте особое значение свободе ребенка, оправдывающего ваши надежды. Он не обязан ничего делать; он волен выбирать, как себя вести. Ребенок должен знать, чего от него ждут и с какими последствиями он столкнется. Лучший способ напомнить о них – приклеить листок с их перечнем на письменный стол, прикрепить на книжный шкаф или повесить на стену. Заключив контракт, следует время от времени освежать в памяти его условия.
Шаг 6. Идите до конца Последний шаг труднее и важнее всех предыдущих. Вы столкнетесь с настоящим сопротивлением, лишь доведя дело до подлинных последствий, когда ребенок перейдет всякие границы. Тут вы должны быть готовы к любым реакциям, таким, как шок, неверие, злость, обида, боль, отстраненность, обвинение, попытки противопоставить вас другому родителю и даже ухудшение поведения. Вы будете чувствовать себя виноватым, противным, негуманным, ненавистным, ненужным, подавленным и нелюбимым. Не отодвигайте границы! Будьте терпеливыми и никогда не прекращайте своих попыток. Будьте готовы к тому, что ребенок станет не только нарушать границы, но и раз за разом протестовать против последствий. Хвалите любые перемены в ребенке. Ребенка могут опечалить его ограничения и уязвимость. Излучайте тепло и уверенность. Хотя он с утра до вечера жалуется, тем не менее он изо всех сил старается сформировать границы и оправдать ваши надежды. Акцентируйте внимание ребенка на том, насколько приятней обходиться без последствий, а также насколько счастливее становятся при этом его близкие.