Успех компании во многом зависит от правильности управления ею. Это объясняет тот факт, почему разные фирмы развиваются по-разному при одинаковых условиях. Сегодня в сложные времена вопросы менеджмента организации наиболее актуальны. Я провел интервью с Виталием Жандаровым на эту тему. Он является известным руководителем и экспертом в области управления бизнесом. Он поделился со мной своим опытом, интересными идеями.
Полную версию интервью с Жандаровым вы можете посмотреть на моем Телеграм-канале. Здесь же я расскажу вам о наиболее важных моментах. Вы узнаете, как управлять фирмой в сложных рыночных условиях, как правильно проводить ее масштабирование. Это поможет вам сделать бизнес успешнее, прибыльнее.
Руководители способны управлять бизнесом лучше
Не существует готовых идеальных способов управления организацией. Всегда можно найти более эффективный вариант. Например, возьмем 100 фирм, руководители которых хорошо справляются со своей работой. Когда возникают проблемы, только 5 компаниям из 100 удается их успешно устранить. Для таких управляющих не является сложным наладить отношения в коллективе, с партнерами, решить финансовый вопрос. Но каждый директор подходит к одной и той же ситуации по-разному. От проблемы всегда можно избавиться и можно сделать это лучше. Нужно к этому стремиться.
Я поинтересовался у Виталия, что должно быть у компании, чтобы она могла уходить от проблем и расти. Этот вопрос особенно важен для молодых фирм. Он выделил три области, на которые нужно делать акцент:
- Смысл. Это то, для чего создается компания, для чего работают ее сотрудники. Отсутствие смысла ведет к быстрому выгоранию, экономической нецелесообразности бизнеса.
- Субъективность и границы. На первых этапах существования компании ее сотрудники делают все, являются универсальными. Мотивацией выступает интерес, желание добиться результата и получить от этого удовольствие. Не всегда есть ответы на вопросы, кто что выполняет и за что отвечает.
- Объективизация, адекватная бизнес-модель. Нужно понимать, за счет какой части фирма является прибыльной и сотрудники продолжают в ней работать.
Эти области являются одинаково важными и незаменимыми. В любой компании возникают конфликтные ситуации. Из них нужно уметь правильно выходить, чтобы развиваться и расти. Для этого необходимо задавать правильные вопросы и находить на них ответы. Надо выяснять слабые места в предпринимательской деятельности.
Разные бизнесмены по-разному подходят к устранению проблемы. Многие анализируют опыт других компаний и пытаются его перенять. Но суть в том, что не все руководители корректно описывают свой опыт. Каждая фирма имеет свои особенности. Поэтому к решению возникающих вопросов следует подходить индивидуально.
Руководители некоторых компаний перечитывают большое количество литературы и пытаются строить бизнес по найденным в книге рекомендациям. Часто это не приносит результата. Возникает инфантильное отношение к делу. Я считаю, что для изучения определенного вопроса нужно общаться с экспертами в данной области. Это даст новые идеи. Также важна оценка проблемы со стороны. Ко мне часто обращаются бизнесмены с разными вопросами. Я подхожу к каждому индивидуально, изучаю возникшую ситуацию и на основании своего предпринимательского и консалтингового опыта даю ценные рекомендации. После этого фирма становится прибыльной и стабильной.
Важно проанализировать все сферы компании, выявить слабые и сильные стороны. Подход к работе должен быть взвешенным и ответственным.
Какая структура компании сегодня наиболее эффективна?
Есть разные типы структур фирмы: матричная, вертикальная. Я поинтересовался у Виталия Жандарова, какой вид управления эффективнее. Он заметил, что часто утвержденная структура компании не соответствует той, которая наблюдается в действительности. От того, как выстроен коллектив, зависит рабочая атмосфера и развитие организации.
Виталий Жандаров выделил такие виды коллективов:
- Нянька и дитя;
- Тиран и жертва;
- Стая;
- Клуб;
- Отряд.
Первые два типа отношений между руководителем и подчиненными являются деструктивными. При их наличии невозможно сделать бизнес успешным. Нужно стремиться к созданию коллектива типа Отряд. Для этого Виталий Жандаров рекомендует следующее:
- Ответить на вопросы: Зачем это делать? Когда произойдут изменения и в чем это будет выражаться? Кто задействован и заинтересован в данном процессе? Кто и за что отвечает?
- Вступать в диалог с подчиненными, задавать им вопросы, договариваться. Смысл и выгода должны быть не только у руководителя, но и у его сотрудников. Нужно разговаривать на равных, объяснять, что и зачем мы делаем, решать вопросы совместно.
Важно выстроить субъект-субъектные отношения. Нужно давать полномочия, ответственность, право на мнение и выбор своим сотрудникам.
Мне понравилась мысль Виталия о том, что нужно подходить к ведению бизнеса с вопросами, а не с ответами. Многие предприниматели, которые приходят ко мне на консалтинг, жалуются на наличие проблем в той или другой сфере. Когда я предлагаю им провести определенные изменения в отделе продаж, на сайте, улучшить продукт, они отвечают, что все это уже делали, но не получили результат. Они просят у меня волшебную таблетку, приходят ко мне с ответами, а не с вопросами. Тем же бизнесменам, которые прислушиваются к моим рекомендациям, удается наладить дело.
Как масштабировать компанию в сложных условиях?
Многие фирмы стремятся к росту, но у них это не выходит. Существуют разные причины замедления процесса развития. Важно выявить их и устранить, чтобы можно было двигаться дальше.
Я всем своим гостям задаю вопрос, как масштабировать компанию. Виталий Жандаров отметил, что многие современные фирмы, которые стремительно двигаются вверх, спустя время достигают пика и перестают справляться со своими задачами. Это объясняется отсутствием системы обратной связи и ресурсов, неправильным подходом к развитию.
Малый, средний и крупный бизнес существуют в нишах разного размера. Они масштабируются с разной динамикой. Виталий больше видит успех фирмы не в ее расширении, а в устранении слабых сторон. По его мнению, рост не связан с выручкой. Она зависит от занимаемой на рынке ниши, бизнес-модели, нишевого позиционирования.
Я попросил Виталия Жандарова назвать признаки успешной фирмы. Он выделил следующие критерии, по которым можно отличить лучшую компанию от худшей:
- производительность труда;
- выручка на одного сотрудника;
- количество выручки по отношению к замороженным активам;
- окупаемость инвестирования;
- скорость адаптации к изменениям на рынке.
Виталий Жандаров отмечает, что при масштабировании бизнеса нет линейности. Расходы могут увеличиваться в разной пропорциональности. Критичным, по его мнению, является удвоение. Если чего-то становится в два раза больше, нужно анализировать звенья системы и вносить коррективы. Важен не масштаб бизнеса, а его устойчивость. Для развития компании ее руководителю следует своевременно выявлять возможности, которые преподносит рынок, и правильно их использовать.
Также Виталий считает, что у каждой модели управления есть свои рамки, в которых она хорошо работает. Если она пересекает данные границы, нужно менять модель. При этом следует анализировать выручку, нишу и величину прибыли. Соотношение между этими звеньями определяет адекватность бизнес-модели. Виталий Жандаров порекомендовал прочитать книгу Ким Чана "Стратегия голубого океана" тем, кто планирует развивать свою фирму. Виталий издал немало книг. Среди них я хочу выделить "Ответственность в работе руководителя: как не сдохнуть и результат не слить". В ней написано много интересных и полезных вещей.
Если у вас возникли проблемы в бизнесе, я могу помочь вам их решить. Я имею опыт в предпринимательской деятельности, общаюсь с известными успешными предпринимателями, поэтому знаю, как лучше действовать в тех или других ситуациях. Вы можете записаться ко мне на диагностику и консалтинг на моем сайте. Я в индивидуальном порядке разберу вашу проблему и решу ее. Помогу начать бизнес, продвинуть продукт, повысить прибыль.
Также в феврале я запускаю свой первый Мастермайнд. Это обучение, решение вопросов в группе. Данный формат дает хороший результат, так как порождает новые эффективные идеи. Количество мест ограничено, поэтому записывайтесь на курс уже сейчас, если хотите построить успешный бизнес. Подать заявку на участие вы можете на моем сайте. Также можете связаться со мной в Телеграм-канале.