Найти тему
Пикабу

Армянский "рыцарь" айрудзи и его облик в истории

Еще задолго до того, как в Европе появились первые тяжеловоруженные всадники, именуемые "рыцарями", на Востоке конники уже во всю носили тяжелую броню, выстраиваясь стройными клиньями. При этом общее устройство таких подразделений не сильно отличалось в смежных регионах. Так что среди довольно известных пафрянских катафрактов и персидских клибанариев затесались и армянские "азатаврии" (azatavrear) или же "айрудзи" (от "аир" - мужчина, облаченный в латы и "дзи" - конь).

Барельеф из Аракелоц. XII век. Армянские конные всадники и трубач.

Для тяжёлой конницы Востока, в том числе и для армянских всадников, был характерен тяжелый доспех, который закрывал воина с ног до головы - пластинчатый или чешуйчатый. Голову защищал шлем с металлической маской или бармицей, закрывавшей лицо, Во II в. н. э. парфянами, например, использовался комбинированный чешуйчато-пластинчатый доспех, в котором грудь вместо мелких чешуек прикрывали крупные прямоугольные вертикальные пластины. В таком доспехе вместо чешуи могла использоваться и кольчуга. Руки защищали или чешуйчатые рукава панциря, или металлические ламинарные наручи из широких поперечных полос, кольцами охватывающими руку. Ноги закрывали поножи, по конструкции подобные наручам. Защита рук и ног могла быть изготовлена из кожи.

Панцири защищали не только всадников, но и их лошадей. Конский доспех представлял собой чешуйчатую или пластинчатую попону. Маска лошади была, вероятно, чешуйчатой. Иногда грудь коня дополнительно защищали выпуклые круглые пластины. Однако конский панцирь не был обязательным. На многих изображениях катафрактарии сидят на лошадях, совершенно не имеющих защиты.

.
.

Персидский или парфянский клибанарий из Дура-Европос. III век. н.э. Закованный в пластинчатую броню воин. Поверх пластинчатого нагрудника кольчуга. Конь в чешуйчатой броне.

Главным оружием конника было огромное копье, длиной до 4-4, 5 метров. Дополнительным оружием могли служить длинный меч и кинжал, а также палица и, вероятно, боевой топор. Кроме того, тяжелая конница зачастую была вооружена луком. Однако он играл лишь роль вспомогательного оружия, наряду с арканом.

А вообще о существовании обособленной армянской конницы историки говорят, начиная с VI века до нашей эры, продлевая жизнь айрудзи вплоть до раннего Нового времени. Отдельные ученые даже говорят, что именно армянские традиции организации армии стали пра-основой для культуры европейского рыцарства, но это представлется чем-то из области домыслов.

-3

Барельеф из Церкви Святого Креста на острове Ахтамар. X век. Давид и Голиаф. Пластинчатая броня и надетая на неё кольчуга. Не конники, но в рамках традиции.

Вместе с этим "айрудзи" были скорее обозначением самой группы войск, а не социальной страты, поскольку своеобразные "рыцари" в Армении появились уже в Средневековье и назывались "дзиаворами". При этом принадлежность к рыцарству определялась твоим рангом, зависящим от положения в обществе. Так высшую ступень там занимали князья, высшее военное командование и прочие приятные люди из политической элиты. А низшую - все оставшиеся воины-всадники. Неясно, насколько применимы категории Сасанидского Ирана к Киликийской Армении и государствам Багратидов, Кюрикидов и пр. Однако в большинстве материалов многие понятия времен Античности и раннего Средневековья распространяются и на более позднее время, как например обозначение сословия всадников "артештарам".

В большинстве статьях на тему айрудзи говорится, что Армения в лучшие годы имела под своим крылом от 6000 всадников в Античные времена и от 3000 в Средние века с мобилизационным ресурсом вплоть до 20 тысяч. И это не считая легкой кавалерии в виде конных лучников. Такое количество людских резервов представляется несколько преувеличенным, однако общий фон описания армянской конницы практически всегда оптимистичный.

-4

Армянский полководец. Барельеф из Киликии XI век. Пластинчатая броня.

Отчасти тут играет роль буферный статус Армении межу Римом или Византией и Парфией или Персией и арабами. Ведь когда ты пребываешь в состоянии перманентной войны с соседями или друг с другом, твои войска будут на порядок лучше, чем у периферийных отморозков. Последние, конечно, могут одержать победу, завалив тебя осадными орудиями, мясом и хорошей организацией, но просто так отпускать на волю опытную конницу никто не захочет. А потому армянские всадники пользовались большой популярностью по обеим сторонам баррикад. В той же Персии армянские эскадроны могли входить в шахскую гвардию и иметь схожий статус с "родными" саваранами. Что, для подчиненной провинции, очень даже почетно.

-5

Вариация на тему Давида Сасунского.

Сама же по себе кавалерия для Армении представляется мне важным элементом образа жизни, определяющим мышление и быт народа. Ведь образ армянского воина в местном эпосе тесно связан с его верным конем. Вот например известный эпический герой Давид Сасунский, двигаясь на битву, кричит своим врагам:

"Эй, слушайте, Кто спит, очнитесь, Кто очнулся, оседлайте лошадей Кто оседлал, возьмите оружие Кто взял оружие, готовьтесь, сядьте на лошадей!".

То есть готовность битвы для него означает не только изготовленное оружие, но и оседланного коня. Да и конь отдельно от воина позиционируется как верный друг, о котором надо заботиться и которого надо любить. В том же армянском эпосе другой герой Мгер Старший (или Младший?) тоже готовится к походу и спрашивает своего коня:Понесешь ли ты меня в бой?" На что конь вполне логично отвечает:

"– Как я в бой тебя понесу? Посмотри на меня! Что со мной сталось? Когда отец твой умер, твой безжалостный дядя заточил меня в темной конюшне, ни разу грязь и пыль с меня не счистил, я уж позабыл, что такое скребница!".

Мораль. Армянский воин на коне - великая сила. Но если коня не чистить - битвы не будет.

Мой авторский блог и исторический лекторий "Бои за Историю".

Комментарии к посту на сайте Пикабу.