Как известно, американцы и часть немецких "ястребов" требовали от канцлера Германии Олафа Шольца поставки танков. Общественное мнение в Германии разделилось практически пополам. Доводы у сторон следующие: сторонники поставок вооружения считают, что у Украины должно быть право защищать свой суверенитет от аннексии территорий. Их оппоненты настаивают, что Украину нельзя воспринимать однозначно как жертву, поскольку на ее территории уже 8 лет шла гражданская война и не Россия виновата в эскалации. Поставки же оружия не только не разрешат многолетний конфликт, но ввергнут в вооруженное противостояние еще большее число стран, и война придет на территорию Европы.
Разумеется, в Австрии эта тема тоже актуальна. Самым ярким противником вооружения Украины в Австрии выступает экс-вице-канцлер страны Хайнц-Кристиан Штрахе. В эфире программы он напомнил, что именно западные страны и Украина соскочили с мирных переговоров и именно на Украину и Запад сегодня надо возлагать ответственность за эскалацию. "Я в целом критически и скептически отношусь к идее отправки немецких танков на Украину, - заявил в эфире Штрахе. - Причина проста: я не думаю, что эти поставки оружия принесут нам мир. Позвольте напомнить вам, что в начале боевых действий, еще в марте 2022 года, появилось множество сообщений (я могу сослаться на подробный доклад в журнале Foreign Affairs) об очень важном достижении мирных переговоров в Турции. Россиянами и украинцами было обговорено следующее мирное решение, причем оно достигалось без капитуляции Украины: россияне покидают занятые ими после начала боевых действий территории, линия фронта возвращается в свое первоначальное положение в Донецкой и Луганской областях. Украина, со своей стороны, соглашается принять квазинейтральный статус и больше не вступать ни в один военный блок. Взамен она получала гарантии безопасности от западных стран. Это все было проговорено и записано в проекте полученного в результате переговоров соглашения, но в ситуацию вмешался британский премьер Борис Джонсон. Он отклонил предложенные условия и таким образом показал, что это Запад не готов к миру".
По мнению Штрахе, военное обострение будет еще более серьезным, в случае, если Украина получит танки. "Русские ответят на них применением еще более разрушительного оружия со своей стороны, - уверен экс-канцлер. - И ситуация драматически ухудшится, страдания людей усилятся, а конфликт станет расширяться на все новые территории".
Оппонировал канцлеру экс-советник Руди Фусси, который считал что оружие необходимо дать Украине с той целью, чтоб не произошла аннексия украинских территорий. В противном случае, ее ждет судьба Грузии и Молдавии, которые потеряли контроль над частью территорий. И если сегодня не дать отпор России, в будущем следует ждать обострения в Прибалтике. "Так что украинцы должны иметь возможность вернуть себе территории, и для этого им нужно отправить танки – нужно, чтобы немцы их сами отправили напрямую из Германии", - считает он.
Однако Штрахе не стал настолько упрощать международную повестку и напомнил украинский контекст и предысторию конфликта. Украина уже была далеко не мирным государством, более того, на ее территории уже 8 лет шла гражданская война. "Она началась в 2014 году, сразу после Майдана. Мы теперь знаем, госпожа Меркель в этом недавно призналась, что переговоры по Минским соглашениям не проводились серьезно, чтобы прекратить насилие. Переговоры, оказывается, проводились только для того, чтобы дать Украине время перевооружиться. От этого просто голова идет кругом. И возникает вопрос: если политики уровня Меркель, бывшей много лет бундесканцлером, в таком сознаются, то о чем это говорит? Возникают трудности с доверием к уже достигнутым международным договоренностям, - заявил Штрахе. - Да, было бы замечательно, если бы все страны в свое время серьезно отнеслись к этой цели – сделать Украину нейтральной страной. Это позволило бы избежать многих бед. Но этого не было достигнуто, нужно это признать без обиняков".
Штрахе также затронул иной аспект - ведение прокси-войны против России, когда боевые действия ведутся чужими руками ради чужих интересов. Ярким свидетельством тому является нежелание западных стран искать компромисс с Россией. "Я хотел бы напомнить о традициях движения за мир, которое когда-то было так сильно у нас здесь, в Европе. И его нам сейчас сильно не хватает. Движения за мир у нас сейчас просто нет, произошло какое-то смещение координат в этом вопросе. Раньше движение за мир делало все, чтобы избежать наращивания вооружений. То есть лозунг был – не присылайте оружия, не размещайте оружия, а боритесь за мир. И ничего этого сегодня нет", - заметил экс-канцлер.
Чем все закончится и что же надо делать? На этот вопрос Штрахе констатирует, что к сожалению уже масса инициатив была торпедирована Украиной и коллективным западом. "Через месяц после начала военных действий Россия и Украина вышли на решение путем переговоров. Оно было, к сожалению, торпедировано Борисом Джонсоном, который настаивал на другом. Выяснилось, что Запад настаивал на таком окончании военных действий, которое включало бы капитуляцию России и вывод российских войск со всей территории Украины, - отметил Штрахе. - Между тем сами Россия и Украина перед этим вмешательством Джонсона в марте вышли на решение, которое предусматривало лишь частичный вывод войск без полного возвращения к ситуации 2014 года. И которое предусматривало выполнение давнего требования России: придания Украине нейтрального статуса, ее обещания не вступать ни в один военный блок. Если бы это решение было принято или мы вернулись бы к нему, нынешнего конфликта бы не было...А сейчас мы имеем перед собой настоящую спираль эскалации. В России во время телепередач рассматриваются жуткие сценарии: применение тактического ядерного оружия, а значит, уничтожение любой жизни на огромных территориях и так далее. Это больше всего пугает. Мы должны понимать, какая возникла опасность".
Впрочем, следует признать, что оппоненты Штрахе, в частности представитель "Зеленых" Ева Главишниг и экс-советник канцлера Керна Руди Фусси не согласились с позицией австрийского миротворца и выразили готовность поддерживать Украину до полной победы. В современных реалиях это равно "до последнего украинца".