Конструктивизм – направление в советской архитектуре 1920-1930-х годов, позднее получившее широкое распространение по всему миру. Архитектура конструктивизма на десятилетия опередила своё время. Ей характерны строгость и лаконичность форм, геометризм и монолитность внешнего облика. Она значительно отличается от любых других архитектурных течений, существовавших в начале XX века, и легко узнаётся, даже зарубежными архитекторами, не раз находившими в ней своё вдохновение.
Так, в Петербурге на Петроградской стороне, одном из центров ленинградского конструктивизма, среди таких конструктивистских построек как Чкаловские бани, первый жилой дом Ленсовета, дом Общества политкаторжан, можно найти современный жилой комплекс, который претендует на архитектуру конструктивизма. Дом по адресу ул. Пионерская, 53 находится непосредственно на территории бывшей фабрики Красное Знамя, рядом с объектом культурного наследия, памятником архитектуры конструктивизма, ТЭЦ фабрики архитектора Мендельсона (рис.1). При проектировании ЖК «Мендельсон» архитекторы приняли достаточно смелое решение: сделать современный элитный жилой комплекс в стиле конструктивизма. Получилось некое современное прочтение конструктивизма при полном соответствии его основным принципам. Здание создаёт впечатление брутальности и тяжеловесности и выглядит старее, чем на самом деле. Благодаря этому оно неплохо вписывается в комплекс фабрики. Архитекторы постарались использовать в силуэте здания мотивы и современную интерпретацию силуэтного решения башни ТЭЦ Мендельсона. Силуэт верхнего этажа имеет скругление, схожее с силуэтом башни ТЭЦ, а основной объем здания выступает острым консольным углом, напрямую отсылающим нас к ленинградскому конструктивизму. В целом, всё архитектурное и объёмно-пространственное решение здания является современным прочтением догм конструктивизма – крупные, тяжеловесные объёмы, простейшие формы (параллелипипед, куб, цилиндр), и, конечно, акцентные длинные и тяжеловесные балконы и смелые консоли. При проработке фасадов архитекторы руководствовались принципами конструктивистов – читаются чёткие горизонтали, подчеркиваемые тёмными простенками, широкими окнами и длинными балконами, и разделение на сегменты за счёт вертикального членения лестничными клетками и арками.
Другим интересным примером попытки по новому прочитать конструктивизм можно назвать ЖК «Омега Хаус» в Санкт-Петербурге на Песочной набережной, 40. Здесь архитекторы напрямую отсылают нас шедевру конструктивизма – Первому жилому дому Ленсовета на Карповке (рис. 2). Они используют тот же композиционный приём и объёмно-пространственное решение, что и Левинсон и Фомин, при этом усложняя и раздробляя здание на более мелкие объёмы и упрощая фасад, делая его модным и современным. Такая «пародия» на дом Ленсовета считается довольно спорным и сомнительным решением, но заслуживает внимания в качестве попытки по-новому использовать композиционные разработки конструктивистов.
В то же время, в Москве напрямую обратились к наследию конструктивизма и попытались реконструировать дом Наркомфина, «освежить» фасады, обновить и «осовременить» фасадные элементы и материалы, а также значительно обновить планировки и сделать из советского дома-коммуны элитный жилой дом с двухуровневыми эксклюзивными квартирами премиум-класса (рис. 3). Изначальным проектом руководил конструктивист Моисей Гинзбург, задумывавший дом, как яркий образец дома-коммуны, в котором сложился бы идеальным быт советского человека. Он спроектировал бытовой блок со столовой, библиотекой, прачечной, спортзалом, общую зону отдыха на крыше, широкие общие коридоры. Но после заезда жильцов довольно быстро выяснилось, что советская номенклатурная элита не готова жить по утопическим заветам Гинзбурга, и многое из задуманного было переделано. Реконструировать дом досталось внуку архитектора, Алексею Гинзбургу, который с максимальным вниманием и трепетом отнесся к восстановлению первоначального облика экстерьера и интерьера дома. Но теперь уже проект был переработан с учётом современных потребностей жильцов и функцию полноценного элитного жилого дома премиум-класса, в котором комфортно жить современному человеку. Такой пример ещё раз доказывает, что памятники конструктивизма можно и нужно переосмысливать и давать им новую жизнь, но в современных условиях и типологиях. Возможно, это будет сделано в ущерб социалистическим идеям конструктивистов, но позволит зданиями стать вновь востребованными.
Делая вывод, можно сказать, что конструктивизм- ещё имеет огромный потенциал, даже как стиль в архитектуре.
Композиционные находки конструктивизма, объёмные и фасадные решения до сих пор вдохновляют архитекторов и могут быть переосмыслены и по-новому использованы при проектировании. А сами памятники архитектуру ещё могут быть трансформированы во что-то современное и востребованное.