Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала.
Замечательный подвижник, священномученник. Познавший волю Творца, можно судить по его высказываниям, как он близко подошёл к пониманию учения Христа, познанию истин.
Ведь этот канал направлен на познание истин, тайн Божьих, и утверждении в них. Иногда штормит, ухожу в неверном направлении. Подписчики это замечают, делают поспешные выводы, отписываясь от канала. Грешен, не спорю. Дьявол водит, но Бог снова и снова приводит на верный путь к Себе. Ошибаясь, Бог учит, как правильно жить в этом мире. Ну что, таков путь грешника, и от этого никуда не уйти. Пал, встал, идём дальше. Снова пал, и снова идём дальше. Так с шишками идём вперёд. И вот благодаря творениям Святых Отцов ПЦ, вновь прихожу на верный путь к Богу. Об этом и буду писать далее в своих статьях.
Короткая биография великого святого.
Преподобный Петр Дамаскин - около 775 или в XII в. Согласно Синаксарнику Никодима Святогорца, было два св. отца с таким именем. Преосв. Филарет (Гумилевский) считал, что этот святой жил позднее VIII в., был священноиноком и принял мученическую смерть от меча. Греческое предисловие к творениям св. Петра, изданным в Венеции в 1782 г., сообщает о другом преподобном, подвизавшемся при императоре Константине V Копрониме (VIII в.).
Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и нощь и напоеваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это — не так, но во всякое время непрестанно, пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще большие и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси манихеев и арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался.)...
Память 9 (22) февраля.
Вот его некоторые цитаты.
Ничто так не помрачает обыкновенно мысль, как лукавство, говорит Василий Великий, и ничто не просвещает так ум, как чтение в безмолвии. Ничто не производит так скоро болезнования души, как мысль о смерти, и – невидимого преуспеяния, как самоукорение и отсечение своих хотений, и – невидимую погибель, как самомнение и самоугодие. Ничто так не бывает причиною отвращения Божия наказания человека, как ропот, и ничто так удобно не приводит к согрешению, как смущение [1] и многословие. Ничто столько не помогает к приобретению добродетели, как уединение и сетование; и – к благоразумию и благодарению, как размышление о дарах Божиих и о наших худых делах; так же и к возрастанию благодеяний, как восхваления их, и – не подает невольного спасения, как искушения. Нет ближайшего пути ко Христу, то есть к бесстрастию и премудрости Духа, как путь царский, уклоняющийся во всем от преувеличений и недостатков. Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие и то, чтобы оставить всякое свое разумение и свою волю. Ничто так не содействует всякому благому делу, как чистая молитва. Ничто так не препятствует к приобретению добродетелей, как суетные заботы и рассеянность хотя бы и очень малая. Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту. И опять: насколько имеет знания, настолько считает себя незнающим; и насколько не знает своего неведения и малого познания духовного, настолько считает себя знающим. Насколько подвижник терпит скорби, настолько побеждает врага. И сколько кто-либо подвизается делать доброе в один день, столько же должен делать и во все дни жизни своей, говорит святой Марк, то есть ежели это было (делом) его силы и усердия; если же то была благодать Божия, и ради ее, когда посетила благодать, тогда успел он сделать, то какую заслуживает он похвалу? Ибо думает, что может сам собою сделать доброе, и несправедливо осуждает других, не могущих; но требующий чего-либо от ближнего должен от себя еще более требовать того же, (так) – справедливее. Как согрешающие суть должники, ибо прогневляют Бога, так и покрываемые благодатию Его, ради своей немощиблизости к отчаянию, должны более трепетать, как великие должники. И как неведение Писаний есть великая стремнина, по слову святого Епифания, так и преступление в ведении есть большое зло. Благотворение душе словом большее, нежели – молитвою. И когда кто-либо терпит ближнего, чтобы не оскорбить обижающего его, но старается успокоить волю его, во время смущения его, таковой, говорит святой Дорофей, оказывает милость душе его, носит его тяготу и молится о нем, желая ему спасения и всего доброго для тела и души; таково чистое незлобие, очищающее душу и возводящее ее к Богу. Ибо врачевание человека лучше [3] всех деланий и добродетелей. Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него потерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо; ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас пречистой крови заповедавшего то Христа (Ин. 15, 13). Не будь самолюбив, говорит святой Максим, и будешь боголюбив; не будь самоугодник и будешь братолюбив. Это рожается от надежды, а надежда есть несомненное верование, всею мыслию, что всячески получим то, чего надеемся. И надежда опять рождается от твердой веры, от того, что человек вовсе не заботится о своей жизни или смерти, но все попечение возлагает на Бога, как прежде было сказано о желающем достигнуть признаков бесстрастия, основанием которых служит вера. Имеющий ее должен размышлять, что как Бог сотворил все и нас, вместе со всеми, из ничего, по беспредельной Своей благости, так всячески и душу нашу и тело управит, как Сам ведает.
"Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту. И опять: насколько имеет знания, настолько считает себя незнающим; и насколько не знает своего неведения и малого познания духовного, настолько считает себя знающим." Очень мудрые слова написанные Петром.
Можно уподобить бумаге. Чем белее бумага, тем виднее соринки на ней, пятна. А когда бумага чёрная, то и соринки не видны. Так и душа человеческая. В тёмной, грязной душе не видны грехи свои, она считает себя чуть ли не святой. Осуждает многих по малым грехам. А у чистой души, ум чист и сердце чисты. Видит малейшие треки в себе отавляемые злобными силами поднебесными. Чувствует вонь оставленных от этих сил зла, и приравнивает себя к душам грешным. Ибо святая душа побеждает всех злых сил поднебесных. Вернее Бог побеждает этой душе, однако Бог приписывают победу нам. Так Бог благодетельствует нашим душам. Мы прописываем победу Ему, а Он нам. Как сказал Христос: побеждающему дам сесть рядом со Мною, как и Я победил и сел рядом с Отцом на престоле я Его.
Так мало по маслу, после многих искушений, падений, борьбы со страстями, душа становится святой по истине. Не из-за того, что она чёрная и не видит в себя грехов, считая себя святой, а по чистоте своей, духи зла не касаются этой души, боятся её, быть повержеными от неё. Душа не мыслит зла вообще. То есть мысли злые не приходят в голову человека, и чувства освобождены от переживания силами зла. Душа видит зло, но не мыслит им, не переживает и не рассматривает его. Да и зачем? Ничего хорошего от сил зла мы не имеем. Лишь отрицательные чувства: ненависть, обиды, ревность, блудные переживания с их фантазийными мыслями, уныние, зависть и т.д. Так в душе водворяется мало по маслу Царство Небесное.
Как написано в Писании: Царство Небесное внутри вас
Так же о знании пишет Пётр Дамаскин. Человек, который считает себя знающим, тот гордится своим знанием. Он кичится своим знанием. Унижает других, что мол он во тьме. Пишет многим, учите мат.часть. Возвысил себя над другими. Уважаемый обманутыми людьми силами тьмы поднебесными.
Такой человек гордец, считая себя умным, образованным. С таким человеком тяжело пребывать смиренному, не приемлет душа таких людей. Такие гордые люди могут иметь успех у людей обманутых ими, не понимающих и не разумеющих учения Христа. Что Бог не принимает людей гордых, и противится им.
А есть категория людей, которые не кичатся своим знанием, они много знают, умеют. Но считают себя малознающими, ибо знаниям нет конца, знания бездна. Они всегда учатся, считают себя учениками. Впитывают знания, словно губка воду. Такие люди по истине знающие, смиренномудрые.
Благодарю за внимание, и продолжу разбирать цитаты более подробно, молитвы святых отцов ПЦ в следующих статьях.
Храни и спаси Христос.