Еще во время поездки в крепость Орешек обратили внимание на интересные сооружения в Шлиссельбурге. Вот они, запечатлены на снимке Прокудина-Горского «Гонки на (Екатерининском устье) канала Петра I, город Шлиссельбург». 1909 год.
Фото входит в альбом «Мариинский водный путь». Прокудин-Горский комплектовал свои альбомы по географическому признаку. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0876). Как и все наследие Мастера. Наследники продали уже после войны. Интересно, что до 1980-х эти кадры вообще не публиковались, а теперь – в свободном доступе.
Мариинская водная система. Есть такая судоходная водная система в России, построенная в XVIII-XX веках и действовавшая аж до начала 1960-х. Она связала Волгу с Балтийским морем. Постоянно модернизировалась и дала миру много интересных инженерных решений. За несколько лет нам удалось объехать ее всю. Почти. Нет-нет, специально никаких экспедиций по водным путям, как Прокудин-Горский, мы не составляли, не организовывали и не планировали, – само выходило. Когда в семье минимум один технарь, мимо таких сооружений не пройти и не проехать.
Реставрация снимка Мастера выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Выше в карусельке фото приложили и страницу из альбома с черно-белыми оттисками.
Наш снимок шлюзов 2011 года:
Наши кадры на шлюзах 2020-го:
Прокудин-Горский оставил свой комментарий к снимку: «Новое устье Староладожского канала в Шлиссельбурге прокопано в 1799 году, окончено «со всеми его сооружениями» в 1806 году. С 1875 года называется Екатерининским (Екатерининский канал)». Сейчас – Малоневский.
Можно называть по-разному: Екатерининский канал или Екатерининское устье канала Петра I, но в авторском названии записано «на канале Петра I», и фотограф не сделал ошибки. Канал Петра I – первое название Староладожского канала. А новое устье – Екатерининское было построено позже, как и Новоладожский канал, пролегший параллельно Староладожскому.
Для чего потребовались все эти манипуляции и новое строительство на уже имевшемся и действующем канале? Все дело в изменчивости погодных условий Ладожского озера.
Изначально, в январе 1724 года, когда руководить строительством канала Петра I (Ладожского) был поставлен граф Миних, никакие шлюзы на краях канала и новое русло не предусматривались. Не было их и в момент торжественного открытия в 1731-м. Но в процессе эксплуатации, в первую же навигацию, стало понятно: канал отличался от первоначально задуманного и имел глубину меньше метра (по проекту - 2,1 м, или 7 футов).
Не смотря на то, что по озерной стороне канала было устроено 14 водоспусков для сброса излишков воды, а по нагорной – 16 резервных для пополнения воды из водохранилищ, которые соединялись между собой еще одним специальным каналом шириной в одну сажень и глубиной в один аршин, с целью равномерного водосброса, по каналу с трудом проходили суда. Чего же не учли авторы проекта?
А не учли они того, что уровень воды в Ладожском озере – величина НЕ постоянная и подверженная изменениям, что не могло не сказываться и на уровне воды в канале. В те годы не было системных наблюдений за уровнем, не было статистики. Это сегодня мы знаем, что средний многолетний уровень воды в Ладоге составляет 484 сантиметра над уровнем моря. Нам известны циклы сильного изменения уровня воды в озере (с периодичностью около 30 лет), когда полноводные периоды сменяются маловодными. Разница уровней может составлять более двух метров! Минимальное значение – 364 сантиметра над уровнем моря было зафиксировано в 1940 году, а максимальное –- в 1924 году (604 сантиметра).
Мы однажды неудачно попали в период полноводья на небольшой полуостров Далекий недалеко от деревни Пятиречье Приозерского района Ленобласти. Задумали осмотреть мол Банный с маяком. Он был создан в начале 1930-х годов, как средство защиты рыбаков на озере во время шторма. Увы, проехать и даже пройти к молу ближе мы не смогли. Ладожское озеро в том году сильно поднялось и существенно затопило бетонку.
Но уже на следующий год подъезд и подход к молу выглядел так:
В общем, уже через год, по итогам второй навигации стало ясно, что глубины канала недостаточно и требуется строить шлюзы в Шлиссельбурге и Новой Ладоге для поддержания судоходства. Решение было принято и закреплено соответствующим указом о выделении денег на строительство шлюзов от 12 сентября 1732 года: «…на достройку Ладожского канала и дело каменных шлюзов». Закладная плита была найдена в 1822 году при разборке старых конструкций.
Хронология:
22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство первого канала близ Шлисельбурга было закончено, и 19 марта (30 – по новому стилю) 1731 года объявили о навигации. Однако при строительстве не учли гидрологические особенности озера. Поэтому на следующий год, в сентябре 1732 года спешно принялись достраивать шлюзы на краях канала - в Шлиссельбурге и Новой Ладоге.
В 1765 году в Новой Ладоге было построено новое устье канала с целью упрощения судозахода из строящегося напротив Сясьского канала. В 1800—1806 годах новое устье появилось и в Шлиссельбурге.
Еще через 20 лет в Шлиссельбурге построили новые гранитные шлюзы. Вместе с ними — сохранившиеся до наших дней накопительный бассейн и разводной двухпролетный мост на гранитных колоннах.
Новоладожский канал (канал Императора Александра II) был спроектирован уже в уровень с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т.д.). Но вместе с этим канал лишился и «архитектурных излишеств», которые украшают Староладожский (Петровский) канал.
Работы по строительству этого, второго, канала начались 28 мая 1861 года, в отличии от Староладожского его начали строить со стороны Шлиссельбурга артели Белорусских землекопов из Ковенской, Витебской и Виленской губерний, а также тверские, смоленские и вологодские крестьяне. Канал строился 5 лет, открыт 1 сентября 1866 года в присутствии императора Александра II , именем которого и был изначально назван.
Екатерининское устье канала Петра I в Шлиссельбурге. Хронология по заметкам Прокудина-Горского:
В 1790 году, по повелению самодержицы российской Екатерины II для спуска гонок в Неву построено было второе устье канала Петра I в Шлиссельбурге. В царствование Николая I в 1835-1841 годах сооружены новые гранитный шлюз и Горбатый мост.
Первоначально устье называлось Новошлиссельбургским или Леймоновской канавой. По ходатайству начальника I округа путей сообщений Казнакова императорским указом 1875 г. старое устье канала названо Петровским, новое – Екатерининским, которое и стало известно как Екатерининский канал.
Одновременно в 1875 году аналогичные устья были переименованы и в Новой Ладоге, только в там новое устье прокопано было значительно раньше – в 1765-м.
А «Леймоновской канавой» новое устье назвал князь Л. Ухтомский в описании своей поездки от Петербурга до Астрахани в 1862 году.
Как видим, и у канала, и у устья были и другие названия, но в истории они не закрепились.
Сергей Михайлович снимал «сооружения» канала Петра I (Екатерининское устье, ныне – Ладожский канал) с моста. Сохранился и его снимок самого мостика через Екатерининское устье канала.
«Мост через Екатерининское устье в Шлиссельбурге». 1909 год. Фото также входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0879). Реставрация – братья Ходаковские.
По Екатерининскому устью спускали гонки из канала Петра I в Неву, а в обратном направлении поднимались порожние суда. Горбатый мост (на снимке Мастера он в центре) построен во второй половине 1830-х годов. В перспективе – самый известный архитектурный памятник Шлиссельбурга Благовещенский собор XVIII века.
Вместе с Никольской церковью и Казанской часовней он составляет ансамбль Красной площади. Предтеча Благовещенского собора -– храм, заложенный в 1702 году по приказу Петра I в только что отвоеванном у шведов городе. Здесь какое-то время хранились мощи Святого князя Александра Невского, перенесенные позже в Александро-Невскую лавру в Петербурге. Через 60 лет, в царствование Екатерины II, на месте сгоревшей деревянной церкви возвели каменный собор Благовещения, спроектированный в стиле барокко. В конце XVIII века к зданию была пристроена колокольня.
При советской власти судьба собора сложилась незавидно. В 1935 году в нем устроили клуб ДОСААФ, а 52-метровую колокольню приспособили под парашютную вышку. Во время оккупации Шлиссельбурга немецкими войсками в 1941-1944 годах религиозные службы в соборе возобновились, но после освобождения города колокольню, обвалившуюся во время войны, разобрали на кирпич, вместо сгоревшего купола в стены врезали стальные балки, на которые уложили шиферную кровлю. Склад. Позднее в этих стенах даже штамповали винил фирмы «Мелодия». И только в 1990 году изувеченный храм вернули прихожанам. Реставрационные работы ведутся и по сей день, хотя внешний облик уже давно воссоздан.
Оставайтесь с нами на канале! С нами интересно!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас