В продолжение статьи о том, как определять главные члены предложения, затрону еще одну тему, которая зачастую вызывает затруднение у детей: как отличить простые предложения с однородными подлежащими и сказуемыми от сложных предложений.
Задание: найди предложения с однородными членами (или задание может звучать как "Найди сложные предложения) из приведенных ниже
1. Вася попрыгал и побегал.
2. Вася и Маша попрыгали.
3. Вася и Маша попрыгали и побегали.
4. Вася попрыгал, и Маша побегала.
5. Вася и Маша попрыгали и побегали, а Саша и Даша поели и попили.
Итак, все подлежащие и сказуемые найдены.
- Посмотрим на первое предложение: Вася попрыгал и побегал.
Мы нашли одно подлежащее (Вася) и два сказуемых/действия (попрыгал, побегал).
Оба действия сделал один и тот же Вася, то есть оба сказуемых относятся к одному подлежащему. Сказуемые "попрыгал", "побегал" однородные.
- Посмотрим на второе предложение: Вася и Маша попрыгали.
Мы нашли два подлежащих (Вася, Маша) и одно сказуемое/действие (попрыгали).
Действие "попрыгали" сделали оба человека, то есть оба подлежащих относятся к одному сказуемому. Подлежащие "Вася" и "Маша" однородные.
- Посмотрим на третье предложение: Вася и Маша попрыгали и побегали.
Мы нашли два подлежащих (Вася, Маша) и два сказуемых (попрыгали, побегали).
Оба действия сделали оба человека, то есть оба подлежащих относятся к обоим сказуемым. Здесь однородными будут и подлежащие и сказуемые.
- Посмотрим на четвертое предложение: Вася попрыгал, и Маша побегала.
Мы снова нашли два подлежащих (Вася, Маша) и два сказуемых (попрыгал, побегала).
Но они организованы совсем не так, как в предыдущем предложении.
Первое действие относится к Васе, а второе - к Маше. Это заметно и по смыслу, и по грамматическим признакам (попрыгаЛ, побегаЛА).
Это как раз пример сложного предложения, в котором две грамматические основы, то есть два "отдельных комплекта" главных членов.
- Посмотрим на пятое предложение: Вася и Маша попрыгали и побегали, а Саша и Даша поели и попили.
Обратите внимание:
- первая часть этого длинного предложения (до запятой) полностью повторяет наш Вариант 3 с однородными подлежащими и сказуемыми.
- и вторая часть (после запятой) грамматически устроена так же: два подлежащих и два сказуемых, которые относятся друг к другу, но не относятся к словам, которые находятся перед запятой.
Да, это сложное предложение - с двумя грамматическими основами. А каждая грамматическая основа состоит из однородных подлежащих и однородных сказуемых.
Немного о сложных предложениях
Дополнительно дам еще пару подсказок, как искать сложные предложения.
Подсказка 1. Если видите в предложении союзы А или НО - вы определенно столкнулись со сложным предложением. Смело называйте его сложным, угадаете со 100% вероятностью.
Подсказка 2. С союзом И всё сложнее, на него ориентироваться для определения сложного предложения нельзя.
НО попробуйте в предложении мысленно убрать И и превратить в отдельные предложения то, что было перед И, и то, что стоит после И.
Напр., Вася попрыгал, и Маша побегала
Мысленно превратим в
1) Вася попрыгал. 2) Маша побегала.
Получилось связно? Значит предложение было сложным.
А теперь попробуйте сделать то же самое с предложением Вася и Маша попрыгали и побегали.
1) Вася. 2) Маша попрыгали. 3) Побегали.
Ну так себе предложения, да? Значит, с помощью И соединялись однородные члены.
Подсказка 3. И, кстати, да - в сложных предложениях перед И будет запятая (если, конечно, это не учебное упражнение на расстановку запятых и не опечатка :-) ).
Поэтому, если стоит задача выбрать сложные предложения из грамотно написанного текста, тоже можно смело ориентироваться на комбинацию
, И (запятая пробел союз И)
На всякий случай напомню, что существует много способов организации сложных предложений. Я рассмотрела только те, которые актуальны в младшей школе. В средней и старшей школе всё будет сложнее и не так однозначно. Пожалуйста, будьте внимательны.
______________
Надеюсь, эти подсказки помогут вашим младшеклассникам успешно разбирать предложения.
Буду рада ответить на вопросы.