Найти тему

Как шедевры Эрмитажа доставлялись по Неве. Коллекция маркиза Кампаны.

Джованни Пьетро Кампана (1809 - 1880) - знаменитый итальянский коллекционер XIX века.

Portrait de Giovanni Pietro Campana, d’après Anne Viola Siebert, Geschichte(n) in Ton. Römische Architekturterrakotte, Regensburg, Schnell+Steiner, 2011
Portrait de Giovanni Pietro Campana, d’après Anne Viola Siebert, Geschichte(n) in Ton. Römische Architekturterrakotte, Regensburg, Schnell+Steiner, 2011

Отец и дед Кампаны были руководителями римского банка Monte di Pietà, который с XV века был фондом, помогавшим монахам сначала безвозмездно, а потом, став ломбардом — под проценты, к XIX веку превратившимся в ссудную кассу Ватикана. Кампана унаследовал от предков страсть к коллекционированию античных памятников, должность, которая позволяла ее удовлетворять, и земли недалеко от Рима во Фраскатти, где можно было производить раскопки, ставшие началом коллекции семьи.

Lithograph representing the interior of the sculpture gallery in Villa Campana at San Giovanni in Laterano. Taken from d'Escamps, Biblioteca dell'Accademia di San Luca, Rome.
Lithograph representing the interior of the sculpture gallery in Villa Campana at San Giovanni in Laterano. Taken from d'Escamps, Biblioteca dell'Accademia di San Luca, Rome.

Карьера молодого банкира развивалась стремительно, уже в двадцать четыре года он стал генеральным директором Monte di Pietà. Но основной страстью Джованни Пьетро было коллекционирование. Он добился высокой должности в папской администрации, профессионально занимался археологическими раскопками, заводил и поддерживал полезные знакомства.

Римский банк Monte di Pietà  Источник: https://youtu.be/1H9_eJ9yGQs
Римский банк Monte di Pietà Источник: https://youtu.be/1H9_eJ9yGQs

Со временем коллекция стала такой огромной, что маркиз открыл на ее основе общедоступный музей — Музеум «Museo Campana». Большая часть экспонатов выставлялась в павильоне, построенном на территории наследственной виллы, недалеко от Колизея, а филиалы Музеума располагались в разных частях Рима. С коллекцией Кампаны знакомились и римляне, и гости итальянской столицы. В Золотой книге почётных посетителей есть подписи известных людей своего времени — например, короля Людвига Баварского.

Print representing the Galleria delle Erme: cf. Fig. 2. Taken from Illustration Journal Universal 1858, Private collection, Terni.
Print representing the Galleria delle Erme: cf. Fig. 2. Taken from Illustration Journal Universal 1858, Private collection, Terni.

В 1829 году начал проведение раскопок на собственных землях во Фраскати.

Вилла маркиза Кампаны (Италия, Фраскати). 1846 год. Источник фото: https://www.flickr.com/photos/dealvariis/albums/72157621921805729
Вилла маркиза Кампаны (Италия, Фраскати). 1846 год. Источник фото: https://www.flickr.com/photos/dealvariis/albums/72157621921805729

Позднее получил разрешение от Папы на раскопки в Остии и Риме (в том числе в термах Каракаллы).

Термы императора Каракаллы в Риме
Термы императора Каракаллы в Риме

Для своего музея собрал около 15 000 предметов.

В том числе античную скульптуру, вазы, терракоты, фрески, стекло, ювелирные изделия, европейскую живопись, майолику, скульптуру (от Ренессанса до Нового времени).

Reconstruction plan of the building where Campana located his museum of marbles. by Michele Benucci and Susanna Sarti.   Источник схемы: https://www.researchgate.net/figure/Reconstruction-plan-of-the-building-where-Campana-located-his-museum-of-marbles-by_fig5_275151091
Reconstruction plan of the building where Campana located his museum of marbles. by Michele Benucci and Susanna Sarti. Источник схемы: https://www.researchgate.net/figure/Reconstruction-plan-of-the-building-where-Campana-located-his-museum-of-marbles-by_fig5_275151091

В 1851 году создает каталог мрамора.

Особенность: фотографии высокого качества.

Источник: https://youtu.be/1H9_eJ9yGQs
Источник: https://youtu.be/1H9_eJ9yGQs

В своем банке маркиз Кампана стал давать деньги под залог произведений искусства, и многие люди, ранее состоятельные, но оказавшиеся в затруднительном положении, не смогли выкупить свои залоги и их антики становились частью коллекции маркиза. Это было его ноу-хау, до этого так никогда не делалось. Кассу банка за долгие годы работы маркиз стал воспринимать как свою собственную и часто использовал ее для покупки новых предметов. И когда однажды в Monte di Pietà провели внеплановую ревизию, то оказалась что касса банка пуста.

Room called the Galleria delle Erme: cf. room E in Fig. 5. Taken from d'Escamps, Biblioteca dell'Accademia di San Luca, Rome.   Источник: https://www.researchgate.net/figure/Room-called-the-Galleria-delle-Erme-cf-room-E-in-Fig-5-Taken-from-dEscamps_fig2_275151091
Room called the Galleria delle Erme: cf. room E in Fig. 5. Taken from d'Escamps, Biblioteca dell'Accademia di San Luca, Rome. Источник: https://www.researchgate.net/figure/Room-called-the-Galleria-delle-Erme-cf-room-E-in-Fig-5-Taken-from-dEscamps_fig2_275151091

В 1857 году коллекционера арестовали по обвинению в растрате казённых средств на сумму около миллиона итальянских скуди. Суд требовал для Кампаны жестокого наказания — 20 лет тюрьмы, его обвиняли не только в том, что он потратил казённые деньги, но и в том, что занижал залоговую стоимость предметов искусства.

Приговор суда, 20 лет тюрьмы, был заменен на изгнание и конфискацию всего имущества Кампаны. Чтобы банк смог вернуть себе деньги, коллекция была распродана.

Источник фото: https://www.flickr.com/photos/dealvariis/albums/72157621921805729/with/3823054253/
Источник фото: https://www.flickr.com/photos/dealvariis/albums/72157621921805729/with/3823054253/

В 1859 году Жан-Виктор Шнец, директор французской Академии в Риме, написал Наполеону III, чтобы убедить его купить коллекцию Кампана. Узнав о покупке части коллекции Россией, Наполеон III решил приобрести коллекцию. Коллекция куплена в марте 1861 года (на две недели позднее Эрмитажа). А именно 11 835 объектов, на сумму 4 800 000 франков. Среди них 10 295 древних, в том числе саркофаг супругов , самая большая коллекция греческих ваз, известная до сих пор, а также 646 картин, скульптуры и предметы искусства.

Sarcophage des époux. Источник фото: https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/sarcophagus-spouses
Sarcophage des époux. Источник фото: https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/sarcophagus-spouses

Наполеона III хотел создать во Франции индустриальный музей. Этому способствовала Всемирная выставка в Лондоне в 1851 году.

Великая выставка промышленных работ всех народов — международная выставка достижений науки, промышленности, искусства и торговли, проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года.

Цель: представить в едином пространстве достижения промышленности и искусства.

View from the Knightsbridge Road of The Crystal Palace in Hyde Park for Grand International Exhibition of 1851. Dedicated to the Royal Commissioners., London: Read & Co. Engravers & Printers, 1851.
View from the Knightsbridge Road of The Crystal Palace in Hyde Park for Grand International Exhibition of 1851. Dedicated to the Royal Commissioners., London: Read & Co. Engravers & Printers, 1851.

В то время в Великобритании создается Музей Южного Кенингтона (сейчас: Музей Виктории и Альберта) в 1852 (1857?) году.

Это учреждение знаменует собой рождение нового типа музея : он включает в себя не только коллекцию предметов искусства, но и художественную школу, библиотеку и другие подразделения. Он призван воспитывать вкус и служить демонстрационным материалом для ремесленников. Глобальная цель музея состояла в содействии совершенствованию британского промышленного производства. Этот музей освещался газом, что позволяло открывать его вечером, в часы, наиболее подходящие для рабочих. Одновременно с созданием музея Южного Кенсингтона создается целая система обучения прикладному искусству в промышленности. К музею присоединена школа, и по всей Великобритании открывается более восьмидесяти школ для художников и ремесленников.

Джованни Пьетро Кампана (1809 - 1880) - знаменитый итальянский коллекционер XIX века.-13

Разговоры о создании музейного института промышленного и декоративного искусства во Франции продлятся более полувека, вплоть до открытия Музея декоративного искусства в 1905 году. С 1840-х годов выдвигались идеи создания нового типа музея со школой и библиотекой в том числе для ремесленников, занятых в промышленности. Жюль Клагманн написал три мемуара, в 1852 году, о положении французской художественной промышленности, с проектом музея, чтобы восстановить престиж декоративного искусства во Франции. Но эти проекты не увенчались успехом. Подобного рода идея была реализована в музее керамики, который был открыт в Севре уже в 1824 году. Изделия, которые выставлялись в этом музее, служили моделями для современной промышленности и ремесел.

Перевод https://journals.openedition.org/cel/721?lang=en

Джованни Пьетро Кампана (1809 - 1880) - знаменитый итальянский коллекционер XIX века.-14

Наполеон III планировал выставить коллекцию Кампаны в Большой галерее Лувра. Но когда ящики и работами прибывают в Париж в конце 1861 года, ничего не готово : в Лувре нет помещения ни для хранения, ни для выставления. Затем планируется представить коллекцию Кампаны во дворце промышленности, который был построен для Всемирной выставки 1855 года ( в настоящее время там находятся большой и Малый дворец). Возникает полемика между сторонниками воссоединения коллекций музея Наполеона III с коллекциями Лувра и сторонниками создания своего рода французского Южного Кенсингтона.

Музей Наполеона III открыт 30 апреля 1862 года императором, в тот же день, что и вторая Всемирная выставка в Лондоне. Музей получил сумасшедший успех.

Thérond, Façade nord du Palais de l'industrie, surmontée du groupe « La France couronnant l'art et l'industrie », d'après Le magasin pittoresque, juillet 1855. Источник: https://journals.openedition.org/cel/721?lang=en
Thérond, Façade nord du Palais de l'industrie, surmontée du groupe « La France couronnant l'art et l'industrie », d'après Le magasin pittoresque, juillet 1855. Источник: https://journals.openedition.org/cel/721?lang=en

Музей Наполеона III преследует новую цель - обеспечить ответственность государства за просвещение рабочих классов, чтобы улучшить промышленное творчество и сделать музейные коллекции эталоном для предоставления образцов мастерам прикладного искусства. Эта миссия противостоит Лувру, который считается храмом абсолютного искусства с представлениями чисто эстетических произведений.

Посещение музея Наполеона III становится художественным событием того времени. Более 22 000 посетители этот музей в период с 1 по 4 мая. Шестьсот бесплатных входных карточек раздаются ученым, художникам, но в основном начальникам цехов и рабочим, чтобы они могли изучать коллекции по вторникам, в день, когда музей зарезервирован для них и закрыт для широкой публики.

« Visite à la collection Campana », Le Journal amusant, 5 juillet 1862, no 340, Paris, Aubert et Cie
« Visite à la collection Campana », Le Journal amusant, 5 juillet 1862, no 340, Paris, Aubert et Cie

В результате полемики вокруг “Кампанского вопроса” проект независимого музея был отвергнут, а 31 октября 1862 года, когда музей Наполеона III закрывается, сразу же начинается перемещение коллекций. Часть коллекций предназначена для Лувра, залы, в которых их разместят, будут носить название « музей Наполеона III», другая часть будет отправлена в ведомственные музеи.

"Hydrie de Caeré" à figures noires, Источник: https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/caeretan-black-figure-hydriai
"Hydrie de Caeré" à figures noires, Источник: https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/caeretan-black-figure-hydriai

Сегодня в Лувре хранятся образцы античной фресковой живописи, итальянские примитивы раннего Возрождения и майолика, а часть коллекции находится в Амьене.

Джованни Пьетро Кампана (1809 - 1880) - знаменитый итальянский коллекционер XIX века.-18

История приобретения коллекции Эрмитажем начинается в 1852 году.

Федор Антонович Бруни (начальник второго отделения Эрмитажа) отмечал Музеум маркиза Кампаны. Но цена на всю коллекцию была слишком велика (4 000 000 франков).

Безуспешны были и попытки археологической комиссии в Риме склонить Кампану к продаже избранных предметов коллекции.

Ф. Бруни, 1864-65 гг.
Ф. Бруни, 1864-65 гг.

После приобретения англичанами скульптуры и майолики для будущего Музея Виктории и Альберта, папское правительство в 1860 году предоставило право отбора произведений русскому представителю, «заведующему Археологической комиссией в Риме по приисканию древностей» Степану Александровичу Гедеонову.

Именно он сыграл главную роль в покупке коллекции Кампаны для Эрмитажа.

Степан Александрович Гедеонов
Степан Александрович Гедеонов

"Во исполнение возобновленных мне при отъезде моем Вашим Сиятельством приказаний, долгом считаю довести до сведения Вашего о возможности новаго во всех отношениях замечательного для Императорского Эрмитажа приобретения….". в следствии открывшихся с его (маркиза) стороны злоупотреблений по части вверенных ему от правительства денежных сумм, маркиз приговорён к изгнанию, а музеум подвергся конфискации… Римское правительство, желая вознаградить понесенные казною убытки и не предвидя возможности продать в скором времени и в одне руки столь значительное художественное собрание (ныне оценяемое от 900 000 до 1 млн. скуд), решилось раздробить его на несколько долей и предоставить желающим возможность приобрести каждую отдельно. Г. Висконти берется, до обнародования продажи, составить по моим указаниям, предполагаемые к приобретению нами доли таким образом, что в состав их войдут по большей части наизамечательнейшие произведения музеума”.

Гедеонов Министру императорского Двора графу В.Ф. Адлербергу в августе 1860 года.

Аттический краснофигурный ритон строгого стиля 480 г. до н. э.
Аттический краснофигурный ритон строгого стиля 480 г. до н. э.

В европейской прессе поднялся шум: против разделения собрания выступили Александр Дюма, Проспер Мериме, Эжен Делакруа, сам Кампана, помилованный папой. Наполеон III заявил о желании приобрести его целиком, однако, Гедеонов успел, как писали журналисты, «снять сливки с коллекции».

Статуя Афины в коллекции Эрмитажа Поступила в 1862 г. 
Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме
Статуя Афины в коллекции Эрмитажа Поступила в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме

Императорский Эрмитаж приобрел около 800 вещей, - ваз, бронз, мраморов и 9 картин. В июле 1861 года из Италии в Кронштадт прибыли корабли с художественными сокровищами. Вскоре груз был доставлен по Неве в Зимний дворец.

565 греческих и этрусских расписных ваз.

35 огромных ваз из Рува (?) и Древней Греции.

139 бронз (в том числе погребальная урна в виде возлежащего юноши, Этрусский шлем и др.).

77 мраморных античных произведений.

44 статуй “почти все полуколоссальные” или не менее натуральной величины.

Погребальная урна в виде возлежащего юноши. Поступила в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме.
Погребальная урна в виде возлежащего юноши. Поступила в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме.
Статуя Юпитера 
Поступила в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме
Статуя Юпитера Поступила в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме

Этрусский шлем Поступил в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме
Этрусский шлем Поступил в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме
Гидрия. 'Царица ваз' Поступил в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме
Гидрия. 'Царица ваз' Поступил в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме

Видео Эрмитажа про Царицу ваз можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/Dbj-m95LPhk

Доставка работ из коллекции Кампаны в Эрмитаж. Источник: https://youtu.be/1H9_eJ9yGQs
Доставка работ из коллекции Кампаны в Эрмитаж. Источник: https://youtu.be/1H9_eJ9yGQs

01.03.1861 - заключение контракта.

Стоимость: 125 000 римских скуди (оплата в течение четырех лет)

Коллекцию Кампаны можно посмотреть онлайн на сайте Эрмитажа.

Источники:

  1. Работы из коллекции Кампаны в музее Виктории и Альберта в Лондоне: https://collections.vam.ac.uk/search/?q=Campana&offset=15
  2. Работы из коллекции Кампаны в Лувре: https://www.louvre.fr/en/recherche-globale?f_search_cles=campana&f_search_univers=
  3. Работы из коллекции Кампаны в Британском музее в Лондоне: https://research.britishmuseum.org/research/collection_online/search.aspx?searchText=campana
  4. О приобретении коллекции маркиза Кампаны Эрмитажем в 1861 году: http://academy.hermitagemuseum.org/materials/priobretenie-kollekcii-kampana
  5. Статья Gianpaolo Nadalini La collection Campana au musée Napoléon III et sa première dispersion dans les musées français (1862-1863) Journal des Savants Année 1998 pp. 183-225: https://www.persee.fr/doc/jds_0021-8103_1998_num_2_1_1618
  6. Статья La collection Campana au musée Napoléon III et la question de l’appropriation des modèles pour les musées d’art industriel: https://journals.openedition.org/cel/721?lang=en
  7. Аннонс конференции Le Musée Napoléon III : la collection Campana dans la politique culturelle du Second Empire: https://www.louvre.fr/le-musee-napoleon-iii-la-collection-campana-dans-la-politique-culturelle-du-second-empire
  8. Cтатья Петербург отдает дань уважения маркиюзу Кампане: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7147/
  9. Источник фотографий для презентации: https://www.flickr.com/photos/dealvariis/albums/72157621921805729/with/3823054253/
  10. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764 - 1917). - Л.: Искусство, 1985. - 407 с.