Найти в Дзене
Строки на веере

Ближнее море#. 2. Куда течет река? Утонувшая гейша. Трещина. Тяжело

Куда течет река?

Работая над кольцом сонетов «На Петропавловс­кой игле» — именно кольцом из четырнадцати соеди­ненных между собой и закольцованных сонетов, глад­ким обручальным кольцом, а не венком, — понадоби­лось мне выяснить, в какую сторону течет вода в ка­нале Грибоедова: ну, от Казанского к Спасу на Крови или наоборот?

Позвонила Виктору Беньковскому, благо он как раз в тех краях живет. Не знает ответа Виктор. Глянул в Интернет — молчит вселенская паутина. Что делать?

А мне ответ до зарезу нужен.

— Вот что, — наконец не выдерживаю я неизвестно­сти, — сходи, пожалуйста, на канал, плюнь в воду и по­гляди, в какую сторону плевок поплывет.

— Хорошо, — ответил Виктор и на набережную по­брел. Дороги ему — дворик пересечь да через дорогу пе­рейти.

Час прошел, полтора. Не звонит Беньковский. Жену его тормошу: куда благоверный подевался? Нет его. Словно в воду канул.

К ночи звонит. Добрался до дома сильно пьяный и дюже от научных изысканий уставший.

— Как и было условлено, я сходил на канал и плюнул в воду. Вода стоит, чуть ли не зеркальная, мельчайшая рябь на ней колышется. Плевок мой тоже стоит. Полча­са, сорок минут — ни с места. Народ праздный тоже стал присоединяться, на диво дивное пялиться. Кто-­то пива припер, чтобы не так скучно было гидрологи­ческое изыскание проводить. Так, почитай, до ночи ждали, когда плевок хоть в какую-­то сторону сдви­нется. Не дождались.

Утонувшая гейша

В одной из классических японских пьес гейша, рас­ставшись со своим возлюбленным, бросается в воду. Сюжет не нов: утонула и героиня Карамзина бедная Лиза, и плывущая в белых лилиях шекспировская Офелия, Екатерина из «Грозы» Островского, и Мар­гарита из «Фауста» Гете.

Подвенечное платье невесты, такое белое и воздуш­ное, напоминает прекрасного лебедя. Образ лебедя не­разлучен с водой, очаровывала утопленница Ипполи­та (Поля) Делароша[1].

-2

— Кто эта девушка? Почему ее связали? — спраши­вала я маму.

— Она ведьма, которую бросили в пруд во время вод­ной пробы, — объясняла та. — Подозреваемых в колдов­стве связывали, кидали в воду и смотрели, всплывут или нет. Если сразу поднимались на поверхность — винов­ны. Если нет — их вытаскивали и старались откачать.

Я смотрела на утопленницу. Эта ведь явно не из всплывших. Тогда почему? За что? Вопросы не нахо­дили ответов, а образ юной, прекрасной и мертвой де­вушки завораживал…

Из всех утопленниц мне больше всего нравилась Офелия — героиня, которую удалось сыграть на сцене. Хотя Офелия не рядовая утопленница, красиво плы­вущая по течению кукла, не связанная ведьма; Офелия плыла и пела, в цветах, венках, в развивающемся длин­ном платье… Офелия плыла по волнам своего сна, вол­нам поэзии и красоты. Возможно, последнее, что она видела, были белые лепестки лилий.

Почему лотос или лилия считаются символами чис­тоты? Дело в том, что лепестки этих цветов снабжены специальным воском, не позволяющим каплям задер­живаться на поверхности. Лепестки розового или бе­лоснежного лотоса всегда остаются чистыми.

Но я об утопленнице. Завораживала причина смер­ти молодой и привлекательной девушки — любовь или, скорее, невозможность жить без любви, простить и при­нять предательство близкого человека.

Но вот однажды — мне тогда было лет двенадцать — я увидела настоящую утопленницу. Девушку, которая еще совсем недавно казалась идеалом красоты и женственности. Девушку, гуляющую по лесам, прижимая к груди томик стихов и с такой грацией склоняя голову на плечо своему неверному любовнику, что невозмож­но было отвести взгляда.

Гейша в японской пьесе тоже любила и была вынуж­дена расстаться со своим возлюбленным, родители ко­торого подыскали ему невесту.

Я читала о прекрасной гейше, чьи рукава плавали по воде подобно огромным крыльям, а пояс развязался сам собой; о ее черных гибких волосах, в которых запута­лись золотые кувшинки и заблудились рыбы… И тут я увидела ее. Под мостом, испуская жуткое зловоние, за­цепившись за прибрежный камень, валялся раздув­шийся, полу-обглоданный рыбами, покрытый черными наростами ракушек труп, страшнее которого я не виде­ла ничего на свете.

Труп соседской девушки, погибшей ради любви, на­ читавшись возвышенных стихов. Утонувшая гейша, бедная Лиза, Офелия… господи! Ну неужели нельзя было уйти из жизни как-­нибудь по-­другому? Не так жутко и страшно. Не заставляя других людей испыты­вать чувство глубочайшего омерзения, борясь с рвот­ными спазмами.

Не было ни жалости к погибшей, ни желания хотя бы приблизиться для последнего прощания. Лишь ужас и глубочайшее омерзение.

Уверена, что если бы будущим утопленницам пред­варительно показывали, во что они превратятся, поле­жав в воде несколько дней, этот вид самоубийства сде­лался бы крайне редким, а то и вовсе исчез, оставшись лишь в произведениях литературы и живописи.

* * *

Как лилия из воды

Расту из боли я…

Трещина

В Казанском соборе сразу же обратила внимание на длинную очередь. Оказалось, к иконе Божь­ей Матери Казанской. Чудотворной, между прочим. Приложить­ся, стало быть.

Стою, смотрю, как дело идет, и медленно прикиды­ваю, что скажу Божьей Матери, о чем попрошу. По все­му выходит, что говорить нужно быстро и по делу, по­тому как очередь немаленькая и всем свое сказать хо­чется. Зачем народ лишний раз раздражать?

Стою. Стояние на пользу пошло. Причесала мысли, сложила их в короткий связный монолог. Подойду, все как есть выложу, перекрещусь и в сторону. А там пусть уж сама Царица Небесная разбирается, замолвить за меня словечко перед сыном или нет.

Очередь медленно, но движется, верующие порядок знают, надолго не зависают пред образом. Хорошо.

Подхожу. Передо мной последняя богомолка. В чер­ном платке, бледная, уставшая. Привычно шагнула к иконе, на ступенечки приподнялась, чмокнула. Поклон положила.

Все. Дождалась. Моя минутка. В последний раз пе­ресказываю в голове пожелания, по привычке сверя­юсь по времени, чтобы не затянуть. (Я всегда перед вы­ступлением проверяю, на сколько времени моя подбор­ка стихов потянет). Все стройно, гладко, по делу. Самое важное и сокровенное. Уж если отвлекать высшие силы, то не по пустякам.

«Богородица Дево, радуйся…»

Ступенька, другая, смотрю — глаза в глаза. А у нее, у Девы Марии, у Божьей Матери Казанской, трещина че­рез все лицо… Вертикальная, глубокая.

И тут все заранее приготовленные мысли из головы возьми да и исчезни, словно их и не было никогда. Стою, слезы лью. А в голове одна­ единственная мысль: «Как же ей больно с такой раной! Как невыносимо больно!».

Так ничего я у иконы Казанской Божьей Матери в тот день и не попросила, а ведь жизнь хотела изменить. Счастье свое наконец найти: дом… работа, любимый, ну и все в том же духе.

Только стоит теперь передо мной ясный лик с жи­выми, всепонимающими глазами, а на лице — трещина. И еще мысль «Как же ей больно с такой раной. Как же Божьей Матери больно!».

-3

Тяжело

Мне тяжело. Тяжело воспринимать слишком яркий свет, высокие звуки и особенно их обилие. Не перено­шу, когда из окна льется дневной свет и при этом кто-­то включил электрическую лампочку. Не люблю телеви­зор, а еще больше – когда в комнате включен поганый ящик и при этом все разговаривают, перекрикивая трансляцию.

Иногда мне кажется, что на меня давит сам воздух, сама атмосфера… ранят нехорошие поступки других людей, даже незнакомых, даже живших много­-много лет назад.

Истории инквизиции причиняют мне ничуть не меньшую боль, чем произнесенное безразличным го­лосом признание о замученном голодом безобидном домашнем коте.

«В 2002 году Папа Иоанн Павел II извинился за каз­ни, осуществленные святой инквизицией, и объявил, что Церковь раскаивается за “действия, продиктован­ные нетерпимостью, и жестокость в служении вере”».

Я совершенно не переношу издевательств над сла­быми существами, особенно стариками и животными.

Время от времени я чувствую себя существом без кожи. Царевной ­лягушкой, с которой содрали лягуша­чью шкурку в ожидании чудес…

«Каждый человек… который не приемлет условий жизни, продает душу». Я принципиально не делаю того, что мне не нравится, не дружу и не общаюсь с неинте­ресными и пустыми людьми, но этого недостаточно. Мой ад значительно ближе, чем это можно себе пред­ставить, и он ждет. Один шаг, малодушный поступок, потворство лени или болезни — и…

Бездна — это не равнодушное нечто — это серый, при­ таившийся в засаде хищник, хищник, который неотрыв­но смотрит на меня, с неподдельным гастрономическим интересом измеряя, взвешивая и прикидывая, какова я на вкус.

Мой ад — моя личная бездна всегда со мной, что бы ни случилось. Я знаю, что уйдут друзья и любимые, а это...

* * *

Никто не вычерпает дождь,

не досмотрит этого мира.

Это были главы из книги "Ближнее море". Полностью книгу можно прочитать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183