Города Русов в Центральной Азии. Раннее средневековье.
Существуют некие таинственные связи русского народа с Индией , русский язык есть диалект санскрита. В. Стасов считал , что былинный богатырский эпос восходит к культуре Центральной Азии. Читал у Н.К. Рериха о присутствии русских следов в Шринагаре, в Индии . Наудачу , набрал запрос в интернете: "Русские в Индии". Выбрал статью Геннадия Климова о Калашах, народе ,который своей материальной культурой и наружностью довольно близко напоминает славянский тип.
КАЛАШИ,народ, в Индии и Пакистане.
Автор считает, что Калаши пришли в Индию из пределов Руси. Встает вопрос - в какое время? Во втором веке до н.э начались подвижки восточных кочевников. Хунну теснили Юэчжы, юэчжы теснили саков и часть саков переместилась в Кашмир. Можно посмотреть имеют ли эти народы какое-то касательство к истории Руси. Посмотрим.
Историки утверждают , что около трех тысячь лет до н.э. некая общность индоевропейских народов проживала на западе Персии . В письменных источниках их упоминают как- тукри и гути. Затем они переместились на восток и вошли в соприкосновение с китайцами , те упоминают их как Юэчжи - Гути и Тохоло- тукри - тохары. Одни из них основали города, другие предпочли кочевой образ жизни. Китайцы описывают их как светловолосых , зелено и голубоглазых людей со светлой кожей.[1] Эта общность, вообще, содержала множество народов со своими родовыми названиями. Динлины, например ,дали Китаю династию Джоу в 1122 году.[2] Поэтому недолжно удивляться утверждениях китайских летописей , что жители Римской империи "похожи на нас", т. е. на представителей Правящего Дома, по крайней мере одеждой, а может быть и внешне. [3] Позже , например , Юэчжи и Сэ (Саки-Скифы) китайских летописей теснимые хунну отправились на запад. Юэчжи создали Кушанскую империю , Cэ – саки Сакистан , Сеистан иранских авторов.
Что же нам поможет установить русско-азиатские связи? Проанализируем легенды, летописи и современные научные представления об этом вопросе. В.В. Верещагин посетил в 70-х годах XIX присоединенные к России территории Средней Азии. https://vk.com/wall386395130_63 В районе Ташкента в недалеко от г. Ходжадженд он исследовал развалины древнего города Ганка. Местные Бий и Аксакал поведали ему легенду что город этот, более тысячи или двух тысяч лет тому назад, был резиденцией падишаха кафира(т.е. до 7 века, до мусульманского завоевания Средней Азии), более того русского. Аксакал называл его Урус-Падишах , а звали его очень подозрительно- Кагаха. Может быть Каган? [4] Как видим речь идет о неком русском правителе в Средней Азии. Интересно мнение китайских историков о происхождении русских.https://vk.com/wall386395130_66 Есть мнение, что Ташкентский оазис и есть прародина Руси https://vk.com/wall386395130_69 [5]
Вот мне и думается достаточно ли внимательно мы изучили вопрос призвания Рюрика. Нет я не думаю , что Рюрик был правителем этого города. Пока не думаю. Как мы помним, славяне платили дань варягам , затем восстали и прогнали их за море. Сопоставим с историческими данными. В бассейне Северского Донца существовал Русский каганат , с каганом во главе, затем он был кем то разрушен. Какое же заморье предпочел бы каган или князь. Мне думается , что на эту роль более годится государство Хорезм, именно, за Каспийским морем. Впоследствии когда призвали Рюрика , ведь кто то должен был его поддержать. Создать новое политическое образование это , знаете ,предприятие не из легких, требует больших ресурсов. Согдийские купцы, которые держали торговлю от Византии до Китая, так же были заинтересованы в стабильности в Восточной Европе и могли финансово поддержать этот проект. У Рюрика княжеская тамга была такая же как в Хорезме , что говорит о серьезных династических связях. А ПВЛ упоминает варягов к востоку предела Симова, где то у Персии и Бактрии.
Хорезм в то время оказывал политическое влияние на Хазарию, имел торговые связи с Булгаром и Пермью. Комплексная экспедиция 30-40 годов , под руководством С.П. Толстова принесла нам много ценных сведений о древнем Хорезме. "Хорезм-страна тысячи городов, древний центр науки и культуры, среднеазиатский Египет , промышленный и торговый центр . Хорезм имел глубокие и непосредственные связи с Русью. В Хорезме строились и отделывались корабли.[6]." Уместно в связи с этим вспомнить , что один из рукавов Амударьи впадал в Каспий , римский историк Арриан утверждал , что из Каспийского моря водным путем можно было достичь страны Серов (границ Восточного Туркестана). Царь Иван Грозный посылал этим путем посольство в Хиву. Считается , что хивинцы после этого перекрыли протоку. Царь Петр I искал пути восстановления этой водной артерии, писал послание хану Хивы и называл его братом. По моему во времена Рюрика термин "из за моря" был привычным определительным ,который подчеркивал, что заморские товары из Китая и Индии не нуждаются в рекламе, например, ляпис-лазурь для производства краски ультрамарин добывали в Афганистане. Ультрамарин буквально и переводится - Заморский. Легенда о Владимир князе утверждает , что корабль его, во время бегства из Новгорода, опять же за море, едва не попал в опасный водоворот и едва преодолел опасное течение. На Каспии есть такое опасное для гребных судов место. Уровень воды в заливе Карабогазгол на четыре метра ниже чем в Каспии и воды моря , через узкий пролив, стремительно несутся в Карабогаз. Словом Хорезм мог приютить и Рюрика и Владимира и варягов, и устроить их на службу. К слову сказать, в Средней Азии бытовала традиция вербовать в армию из так называемых рабов , а славянские рабы упоминаются в торговых операциях в Хорезме , их долго обучали и затем , смотря по способностям , продвигали по служебной лестнице . У Среднеазиатских владетелей была потребность в такой прослойке между правителем и аристократическими родами, что то наподобие мамлюков. Если варяги происходят из этих военных контингентов то становится понятно почему в летописях не говорится о каком то языковом барьере между славянами и варягами. В Хорезме и в Восточной Европе, в то время ,бытовал торговый капитализм и клады торговых пунктов великого Волжского пути приносят археологам множество восточных серебряных монет. К слову сказать, европейский героический эпос "Песнь о Ролланде" , в VIII веке не упоминает варягов, славянские народы упоминает , а варягов нет. Зато в Самарканде (Согдиана) имелись этнонимы варе, варсаг возможно согдийские купцы снабжали Византию воинами наемниками. Когда князь Владимир вернулся на Русь ,что бы восстановить права на отцовское, Святославово, наследство и двинулся на Волжский Булгар, то союзниками его были Огузы, сателиты , если к тому времени не хозяева Хорезма. Собственно говоря Хазария и Булгар были в сфере влияния Хорезма и здесь князь, возможно, «отрабатывал» долг перед союзником.
Подобный взгляд на "заморское призвание" поможет нам понять, что Азия для Русов и славян, в начале средних веков, не была терра инкогнита. "К X веку тюркские племена вытеснили среднеазиатских иранцев, разговорный язык стал тюркский, наступление ислама привело к исчезновению буддизма, манихейства и несторианства."[7] И для наших предков исчез , можно сказать, целый мир, не чуждый для них. Суфийские поэты определили этот процесс, так:"Туран превратился в Туркестан."
Далее речь пойдет о Восточном Туркестане (Синцзян). В древности эту страну называли Сер-Индия или Страна Серов. Страна сохранила отпечаток многих культурных влияний - иранского, греческого, кушанского. В последние века до нашей эры из Индии сюда было принесено Учение Будды, "что способствовало распространению письменности и индийской культуры.Индийские купцы создали здесь несколько торговых пунктов в бассейне р. Тарим. Наиболее крупные из них- Кучираджья-Куча, Агнидеша-Карачар, и Бхарука-Турфан. Главным центром стала Крорайна ( Лоулань), в устье Тарима." [8] Куча происходит от названия народа Гути. Заметьте как до неузнаваемости изменяет названия китайская транскрипция-Крорайна превратилась в Лоулань. Дело в том, что в китайском нет буквы "Р", нет резких звуков как в русском, происходит замена Р на Л. Китайские историки сами отмечают трудности передачи имени Русь: то они называют нас Лоча- от санскритского ракша, то зовут русов-алешы и т.д. С.П.Толстов приводит пример прочтения имени Рувим на несторианской билингве в Китае: где иероглиф ЛО передает слог Ру. Запомним это. Итак Собрание сведений - Отделение VI - Повествование о Западном крае (хроника Таншу , гл. 221). Седьмой век. Хроника перечисляет населенные пункты от г. Куча по направлению к Кашгару, вдоль северной ветви Великого шелкового пути. "...В 400 ли от города Суйе на запад лежит страна называемая Тысяча ключей.....(г.Тянь-Шань). Далее через сто с небольшим ли на запад лежит город Гюйлосы, в котором также вместе живут и торговые, и кочевые. Малых городов считается до трехсот."[9] (Никита Яковлевич Бичурин подчеркивает , что названия местностей и народов китайцы старались передать особенно тщательно и точно, тогда как имена и титулы кочевников могли намеренно искажать, чтобы в них присутствовало нечто умалительное.) Кто то отождествляет город Гюйлосы с городом Далосы на реке Талас. Гюйлосы , меняем иероглиф Ло на слог Ру , получаем Гюй-Русы. Далосы- Да Русы. Да по китайски значит большой. Гюй - это китайское обозначение г. Куча,в летописях кучасцы пишутся как гюйцы, и получается кучасский Русы. Китайский путешественник Сюан-Цзан (VII век н.э.) также упоминает город Далосы. " Под Далосы Сюань-цзан, конечно, понимал древний и большой в то время город Тараз (Тараз)."[10] И как мы видим город Далосы в варианте Сюан-Цзана расположен в нескольких сотнях километров от Ташкента и города Ханка В.В. Верещагина. Я не стану выяснять точное географическое положение города Гюйлосы или Далосы. Важнее принять факт наличия в Центральной Азии города с корнем-этнонимом Русы. Китайские хроники сохранили также топонимы: Река Сйелосы, место Хун-лусы. в хронике Бейши , гл. 97,упоми-нается Малый Юэчжи."Резиденция Малого Юэчжи в городе Фэлэуша.... Одеяние жителей сходно с тангутским."[11]. Не может китайский передать звук - Рэ поэтому пишет- Лэ , и получается Лэуша - Рэуша- Руша. Это интересно тем , что Малые Юэчжи сохранили раннюю форму , как я считаю, этнонима Руша , где звук Ша передает звук Тэ. Тем самым Руша есть Рута-Руса Малые Юэчжи откочевали на юговосток в пределы Тибета и смешались с Тангутами. Читаю у Кычанова "Чингизхан кара господня" , монголы в XIII веке напали на Тангутов и захватили город Лосы (Росы), Рашид ад Дин называет его Клин- Лоши. Как мы видим этот этноним тесно связан с Юэчжи. В XX веке Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К. Рериха, в Тибете зафиксировали название местности Лосы, также было отмечно , что в некоторых областях Тибета женщины носят головной убор - Кокошник. Из хроники Цяньханьшу . гл.95. 71 год до н.э. Усуни(сарматы). Усуни были вассалами хунну, принимали участие в войне против Юэчжи. Владение Усунь занимало всю северную сторону Небесных гор (Тянь-Шань). Помним , что позднее г. Далосы располагался севернее Тянь-Шаня.... Шы-гу пишет:Ныне тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами суть потомки их (усуней). Усунь восстал против хунну. Гуньмо (владетель усунь) с своими князьями напал с запада на уделы хунну и прошел до стойбищ Лули-князя.(Н.Я Бичурин Собр. свед. том2 стр. 169;190;193.) То что Лули следует , видимо, читать как Рури (имя похоже на Рюрик) уже не должно удивлять, но титул - князь необходимо исследовать. Дело в том , что веками кочевники взаимодействовали с Китаем и от Китая восприняли начала государственности. Вождям кочевников китайские титулы Империя присваивала за поддержание союзнических отношений, за участие в военных операциях китайской армии и за службу. Культура центральноазиатских народов с III-II веков до н.э. развивалась под влиянием Индийской культуры, точно также как средиземноморский регион в период эллинизма и в период античности. Буддизм, индийская философия, письменность, Аюрведическая медицина - все это предполагает высокий уровень образования. Например когда царь Канишка Кушан в начале н.э. принял буддизм ,он сделал санскрит государственным языком. Рассмотрим фрески из буддийских монастырей в районе города Кучи в Восточном Туркестане.
ФРЕСКИ_КИЗИЛА_КУЧА_ПЕЩЕРА_МЕЧЕНОСЦЕВ_7_век
"Домусульманские памятники Восточного Туркестана.(III-IX век).Фрески Кизила и Кумтуры,... поразительно напоминают средневековые изображения рыцарей и их дам, а также изображения сарматских воинов на стенах склепов Пантикапея. Князья и представители тохарской феодальной знати предстают перед нами в богатых, расшитых однобортных кафтанах с отложными отворотами, наподобие польской "уланки"... Кафтан подпоясан узким кожаным поясом, спереди к нему прикреплен короткий прямой меч - скифо-иранский акинак, а на левом боку - длинный прямой "сарматский" меч с крестообразной рукоятью.....На одной из фресок Кизила изображены вооруженные всадники, закованные в броню. Тут и бахтеры, и орнаментированнные зерцала, и наконец длинные кафтаны-куяки с высоким стоячим воротником обшитые крупными металлическими пластинами. Кроме акинака и длинного "сарматского меча" , всадники были вооружены луками...,а также пиками, булавами и боевыми топорами. Конское снаряжение..., несет ярко выраженный иранский характер....На фресках пещерных храмов Кизила изображены мастера-иконописцы за работой...Короткий кафтан стянутый в талии поясом, на котором висит короткий меч-акинак, напоминает домашний кафтан Московской Руси (зипун).. На ногах шаровары и уже знакомые нам ичиги. Восточнотуркестанский костюм в домусульманскую эпоху заслуживает внимательного изучения.. Важные выводы могут быть сделаны из сравнительного изучения восточнотуркестанского костюма и костюма Московской Руси." [12] И так: "Поразительно напоминают средневековые изображения рыцарей", речь, видимо, идет о том , что рыцарство зародилось в Азии. Сарматы во II веке до н.э. ввели новую тактику боя - тяжеловооруженную кавалерию, с вышеописанным вооружением. Не последнюю роль, при этом, сыграла передовая технология производства железа. Сравним костюм Русов и костюм Тохаров. Моду на шаровары , например , в восточноевропейском регионе, ввели Готы в IV-V веке. Много ценных сведений о восточной Европе мы сможем почерпнуть из трудов арабских географов IX-X веков. "На шаровары, которые носят Русы, идет до сотни зар(или араш) материала... Одежда русов и славян из льна. Русы бреют бороды, а некоторые завивают; одежда их короткие архалуки, а одежда хазар,булгар и печенегов- длинные архалуки."[13] Мечи русов-"Ибн Русте:"У них - мечи соломоновы". Гардизи:"Среди них [русов]-изобилие соломоновых мечей". Что же касается Ибн Фадлана, то описанные им русские мечи-"плоские , бороздчатые, франкские".[14]"...Клинки и мечи, которые можно сгибать вдвое; только отнимешь руку[клинок] возвращается в свое первоначальное состояние." [15]Торговля русов- "Самым привычным путем был морской судоходный путь."[16] Ибн Хордадбех: "Русы-купцы возят меха белок, чернобурых лисиц и мечи "в Византию, или они едут к Джурджанскому морю; иногда они перевозят свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад. Или от Джурджанского моря, идут до Балха и Маверранахра, затем до кочевий тогуз-гузов , затем в Китай."[17](скорее в Синцзян) Каспийский маршрут русов до конечного пункта назначения - Джорджанское море,т.е.южная часть Каспия , носящяя в настоящее время имя Астрабадского залива. Как мы видим описание костюма русов и их мечей , предоставленное арабскими географами IX-X веков, полностью совпадает с изображенными на фресках Кучасских буддистских храмов в г. Кизиле , а их торговые связи достигали Китая. Б.Н.Заходер говорит, также, что не последнюю роль в поддержании торговых отношний играла связь ушедших на запад с оставшимися на старом месте. Вспомним также , что арабские географы средневековья утверждали, что Русы живут на Острове , так вот в средневековой среднеазиатской топонимике Остров это название Аральского моря, как ни странно это звучит, но Ар это земля. Русы видимо проживали по берегам Аральского моря. Анты обитали на северо-западе Арала . В переводе с Тохарского Анты значит полевые т.е Поляне. Полезно будет обратиться к современным исследованиям и мы выясним, что влекло в Китай(Синцзян-Восточный Туркестан) этих отважных купцов. "В средние века Куча обеспечивала черными металлами весь Таримский бассейн, а в Турфане изготавливали мечи, латы и детали конского снаряжения. В IX в. лучшие на Востоке сорта стали производились в городе Салман, " (вот они мечи Соломоновы у русов)"где-то за Мавераннахром, в Восточном Туркестане, откуда она в виде слитков и готового оружия поступала во все страны. Самой качественной и знаменитой разновидностью булатов «fūladhī» считалась сталь salmānī» и два ее подтипа — «bahanāj» или «bahank» и «ruthūth» (Allan, 1979, с. 83–85, 138, табл. 18)." ( «ruthūth» - РУСУС?). Изготавливалась она весьма архаичным, тигельным способом....Фулад часто не совсем правильно ассоциируется с так называемой «дамасской» сталью, изготовленной не металлургическим, а кузнечным способом из множества свитых и прокованных пластин различной толщины и плотности...Характерны украшения из черного металла, чаще всего кольца и перстни, иногда подвески и бубенчики удивительно тонкой выделки. Для черного металла такая высокая степень пластичности характерна для железа высокой степени очистки, практически химически чистого." [18]
И так мы определили, что в средневековье в Центральной Азии существовали города с корнем-этнонимом Росы - Русы , по всей видимости, этот этнос принадлежит комплексу народов Юэчжи-Тохары происхождение которого описано в книге Леонида Сверчкова "Тохары. Древние Индоевропейцы в Центральной Азии". Тем самым древность Русов должна рассматриваться в перспективе тысячелетий истории Юэчжи-Тохаров. (Академик Аблат Ходжаев приводит интересный вариант прочтения этнонима Юэчжи. "Этимология этнонима РУЗИЕ.(ЮЭЧЖИ)" https://vk.com/wall386395130_143
Становится понятно , что формирование Киевской Руси , нового государства в Восточной Европе и новой блестящей культуры , происходило при помощи не менее блестящей цивилизации Средней Азии .
[1] Л. Сверчков "Тохары древние индоевропейцы в Центральной Азии"
[2] В. Чивилихин "Память" стр159.
[3] И. Бичурин"Собрание сведений о народах обитающих в средней азии в древние времена" Описание западного края .Дацинь
[4] В.В. Верещагин "От Оренбурга до Ташкента//Звезда Востока-1990.-N 3-стр 118-127".
[5](Цивилизации и культуры Центральной Азии в единстве и многообразии.Ю.Буряков стр. 18)
[6] С.П. Толстов. "Древний Хорезм." [7] Ю.Н. Рерих "История Средней Азии" том 2. стр 7.
[8] И.П.Магидович"Очерки по истории географических открытий" стр.64.
[9] И. Бичурин "Собрание сведений о народах обитающих в Средней Азии в древние времена" . том2 стр. 300.
[10]А. П. Горбунов, И. А. Горбунова "По следам китайского средневекового монаха-путешественника Сюань-Цзана ."
[11]Н.Я. Бичурин. Собр.свед. том 2, стр266
[12] Ю.Н. Рерих "История Средней Азии" том 2 , стр 164
[13] Б.И. Заходер. Каспийский свод сведений о восточной европе. 9-10 век. стр32. далее КСС.
[14]КСС том 2. стр.146.
[15]КСС том 2. стр.102
[16] КСС том 1. стр.57
[17] КСС том2. стр.84-85
[18] Л.Сверчков "Тохары древние индоевропейцы в центральной Азии" стр.155-156