Вот и у пандемии были положительные стороны, как оказалось. Потому что именно в это время Стивен Спилберг вместе с Тони Кушнером наконец-то написали сценарий автобиографической ленты «Фабельманы»/The Fabelmans, вышедшей на экраны в 2022 году.
Кто не знает Спилберга? Его почитают все любители кино. «Челюсти», впервые собравшие в прокате 100 миллионов, а всего эта лента заработала около 260 миллионов в прокате США и 210 миллионов в общемировом прокате. Потом были «Список Шиндлера», «Поймай меня, если сможешь», «Назад в будущее», трилогия про Индиану Джонса, сериалы «Подводная Одиссея», «Жизнь как шоу» и многие другие фильмы.
«Фабельманы» выбиваются из всего этого ряда, потому что эта лента очень личная, со своей печалью и болью, воспоминаниями о детстве. Не буду спойлерить, но там есть до того интимные моменты (наверно, так и было в жизни), что удивляешься, насколько знаменитый режиссер открылся миру и показал свои раны.
У Спилберга еврейско-украинские корни, его дед и бабушка родом из Российской империи, из Одессы, они эмигрировали в США еще до революции. Всю жизнь говорили на русском и идиш, поэтому Спилберг с детства говорил на трех языках, включая английский.
В фильме, кстати, это мы видим, вернее, слышим, когда герои говорят на русском с американским акцентом, а в одном эпизоде стоит самовар.
Посмотрев кино, еще раз понимаешь роль родителей в жизни ребенка. Узнал бы мир этого режиссера, если в детском возрасте после его эмоций и впечатлений от первого просмотренного в кинотеатре фильма, родители не подарили ему первую камеру?
Непонятен для меня был один момент, который заметят многие: почему в детстве у героя голубые глаза, а подростком его играет кареглазый актер?
В «Фабельманах» мы видим воссозданные мини-фильмы, которые Спилберг снимал, будучи подростком, его решения технического плана и другие моменты, то есть видно, что у мальчика уже тогда были задатки режиссера.
Затронута и тема антисемитизма, когда в школе он подвергался унижениям из-за своей национальности. Интересно, что почувствовали его мучители, когда увидели «Список Шиндлера»?..
Отца Спилберга играет актер Пол Дано, которого помню еще подростком в замечательном фильме «Маленькая мисс Счастье», мать Мишель Уильямс («После свадьбы», писала в ленте, «7 дней и ночей с Мэрилин», «Остров проклятых» и многие другие). Самого Спилберга сыграл молодой актер Гэбриел ЛаБелль, мне неизвестный (интернет подсказывает, что он играл в «Я - зомби», но фильм мне незнаком).
Концовка фильма запоминающаяся, и не только тем, что в эпизоде играет другой великий режиссер Дэвид Линч, но и его словами о горизонте, которые пригодятся как режиссерам, так и фотографам. Хотя… можно и поспорить с его словами (наверно)… Но Спилбергу его слова явно запомнились, это видно по финальным кадрам.
Лента хороша как для семейного просмотра, так и для всех, кто любит автобиографические фильмы и режиссера Стивена Спилберга.
PS: никак не могу вспомнить, чья мелодия звучит в фильме (ее играла на фортепиано мать героя).