Работа захватывает все мое время, на отдых и семью не остается сил, чувствую себя роботом с заевшей программой, как вернуться к жизни, остановить бесконечно прибывающую нагрузку, не потерять контакта с мужем и сыном?
Из рабочего процесса:
Я отработала в школе больше десяти лет. В последние годы было много нервотрепки: конфликты, причем даже не с детьми, а с родителями, читающими ФГОС и как-то по-своему его понимающими, от этого знающими, как строить учебную программу по предмету. Нервов много – денег мало. Посоветовавшись с семьей, приняла решение, что ухожу из школы. Летом ближе к концу отпуска стали одолевать разные мысли: на одну зарплату семье не выжить, во всяком случае долго, у меня были фантазии, что я займусь репетиторством, но, если честно, не знаю, как подступиться к этому рынку. Я географ – предмет не особенно востребованный. А нужны ли мои навыки подготовки детей к олимпиадам и конкурсам – тоже непонятно. В начале августа мне позвонили из известной городской школы с предложением о работе, при чем ключевой частью предложения стала как раз подготовка детей к конкурсам. Зарплата в полтора раза выше, чем на предыдущем месте. Я, уже будучи в печали о том, на что жить буду, сразу согласилась. Ездить, конечно, далековато, но зато всего три дня в неделю.
Сейчас, спустя полгода, я понимаю, что зарплата моя в два раза выше, чем на предыдущем месте, езжу на другой конец города я четыре раза в неделю, мои производственные задача ширятся и множатся… У меня совсем не осталось времени, не посвященного новой школе, я не могу читать, не могу смотреть телевизор, а недавно поймала себя на том, что муж что-то рассказывает за ужином, я вижу, как он жестикулирует, его губы шевелятся, но я ничего не слышу, как будто звук выключен, в моей голове эту картинку сопровождает планирование занятия с группой одаренных детей по навыкам публичного выступления, у нас скоро регион конкурса имени В.И. Вернадского. Меня нет дома, меня нет в семье, хорошо, что сын уже студент, не особенно во мне сейчас нуждается и даже вполне приличная сейчас зарплата, как будто ничего не компенсирует. Я ощутила себя не человеком, а педагогической функцией – мне стало страшно. Особенно от того, что я не представляю, как все отыграть назад. Боюсь выгореть и потерять семью.
Давайте попробуем разобраться в том, что происходит. У нас есть две картинки профессиональной жизни, которые не устраивают.
Картинка первая: Вы работаете в школе возле дома более десяти лет, преподаете географию, получаете небольшие деньги, много сил тратите на конфликты с родителями учеников, умеете делать уникальные вещи – успешно готовить детей к федеральным конкурсам исследовательских работ. Но последнее уникальное умение ценится в школе возле дома не особенно и существенной прибавки к зарплате не дает. Зато участие в конкурсах делает Вас заметной фигурой в педагогическом сообществе города. Именно это делает возможным вторую картинку.
Картинка вторая: новая школа на другом конце города покупает преимущественно Ваше умение готовить детей к конкурсам высокого уровня, платит при этом значительно больше, но и отдачи требует полной. Конфликтов здесь скорее всего с родителями нет (Вы о них не говорит, значит, как минимум их меньше), Вы работаете с высокомотивированными детьми. Сопровождение детей в исследовательской деятельности требует погружения в их темы, понимания, что они делают, значит, читать ту литературу, которую они читают вместе со своим научным руководителем – это требует больших интеллектуальных и эмоционально-волевых усилий.
А вот с отдачей может быть такой интересный момент. Я написала: «новая школа требует». Она и в самом деле может требовать, когда зам директора по НМР вызывает учителя и говорит: от Вас требуется первое, второе, булочка, компот. Именно из этого складывается Ваша большая, чем средняя зарплата. Это требования, четко сформулированные, озвученные, возможно, даже закрепленные договором.
Но не исключен и другой вариант, когда новому сотруднику представляется важным проявить себя с максимально лучшей стороны, поэтому он сам выставляет себе высочайшую планку, а потом героически пытается ее достичь, теряя силы и здоровья. А администрация новой организации не знает, что специалист пашет из последних сил, ей кажется, что раз человек делает и то, и это, и еще вот это – значит, нам повезло, пришел чрезвычайно компетентный специалист, если для него возможно такое в режиме обычно рабочей нагрузки, а не форс-мажора. Но радость от приобретения коллектива проходит довольно быстро – жизнь в школе суетная – поэтому выбранный сотрудником объем работы становится само собой разумеющимся. Тогда «школа требует» придумано самим сотрудником и принято организацией как само собой разумеющееся.
Поэтому важно определиться с собственными желаниями и сделать это более однозначно, чем было выполнено в прошлом году. Вы приняли решение уходить из школы, но, когда появился новый школьный работодатель с большей зарплатой, готовый в большей степени ценить Ваши уникальные навыки, Вы сохранили школу в качестве места работы. Школу в широком смысле этого слова.
Теперь необходимо спросить себя: хочу ли я по-прежнему работать в школе вообще? Если ответ «нет», с действиями все понятно. Крепостное право отменили уже довольно давно…
Если «да», но с оговорками. Эти оговорки следует внимательно изучить, как и требование школой профессиональной отдачи. Заработная плата сейчас Вас, похоже, устраивает. Не устраивает выполняемый за нее функционал. К нему стоит присмотреться и обсудить с Вашим непосредственным руководителем. Готовясь к такому обсуждению, можно сделать хронометраж своей профессиональной деятельности за неделю. Он и для Вас многие вещи сделает наглядными и позволит соответствующим образом встроить диалог с администратором. Хорошо, если у Вас будет не просто недовольство своей нагрузкой, а идеи по оптимизации достижения поставленных целей другими, более подходящими Вам, менее энергозатратными путями путями. В учебных организациях, где ценят уникальные навыки сотрудников, могут пойти и на такой диалог, в ходе которого будут пересмотрены способы решения профессиональных задач.